пятница, 16 мая 2025 г.

РАССЛЕДОВАНИЕ: вопиющее сходство альбомов «Cuckoo» by Curve и «Ray of Light» by Madonna (а также о смехотворном пищании FKA Twigs)


Утро пятницы началось с песни Curve — Alligators Getting Up (album) на повторе — https://curve.bandcamp.com/track/alligators-getting-up-album. Антуанетта Хэллидэй гениальна в лирике, за строки «So go on genius be who you are; you're so flat & one-dimensional» её сразу можно увековечивать во всех залах славы электроники и индастриала одновременно. Навсегда — в блокноте самых избранных цитат!  

Этой весной я переслушиваю дискографию Curve — очень уважаю Антуанетту Хэллидэй (солистка/гитаристка/автор песен группы Curve) за выдающийся голос и как медийную персону, но музыка Curve как всегда ужасна из-за индастриал-шугейз-скрежета, хорошие песни приходится доставать по крупицам. Curve ещё тотально не повезло с саунд-мастерингом, потому что их главные альбомы записывались в начале 1990-ых, а вся британская электроника тогда зачастую звучала замшело, словно с затёртых пластинок. Фанаты Curve нынче кусают локти из-за того, что Антуанетта замужем за культовым саунд-продюсером Alan Moulder, но он особо не торопится делать ремастеры альбомов Curve.

✁✃✁✃СРАВНЕНИЕ ПО ТРЕКАМ✁✃✁✃

Выскажусь о сходстве Curve и альбоме «Ray of Light» by Madonna/William Orbit (1998), который сейчас часто стали вспоминать музыкальные журналисты. Если слушать альбом 1993 года «Cuckoo» группы «Curve», то он на 5 лет предвосхищает звук Мадонны — на «Cuckoo» продакшн делали Flood и Alan Moulder. Сходство при этом — вопиющее, словно Мадонна и Орбит по-чертяцки содрали все находки у Curve.   

То есть, знаменитый океанический, холодный звук (а это, если обобщить, синтезаторные арпы + гитарные ходы + шуршащие трип-хоп-биты + слегка ethereal женский вокал), который нынче ошибочно приписывают только Мадонне и William Orbit 1998 года — это в реале звук Curve, Flood и Alan Moulder образца 1993 года. Вот примеры непосредственно с альбома «Cuckoo» by Curve, попробуйте найти отличия от Мадонны:

(~˘▾˘)~ Curve — Crystal (арпы и шурщащие биты, сравните с песней Swim by Madonna) — https://curve.bandcamp.com/track/crystal;

(~˘▾˘)~ Curve — Superblaster (индийская тема, за 5 лет до того, как Мадонна спела санскритскую «Shanti-Ashtangi») —  https://curve.bandcamp.com/track/superblaster-3;

(~˘▾˘)~ Curve — Turkey Crossing (фактически — это знаменитый «Substitute» Мадонны, но на индастриал-шугейз лад) — https://curve.bandcamp.com/track/turkey-crossing;

(~˘▾˘)~ Curve — Unreadable Communication (тот самый холодный звук с арпами — кстати, обманчиво спокойный трек, там в середине будет очень громкая шугейз-вставка) - https://curve.bandcamp.com/track/unreadable-communication-2;

(~˘▾˘)~ !!!!!!!Frozen by Curve и Frozen by Madonna — не только одинаковые названия песен, но также — прямо бросающаяся в уши одинаковость мелодизма!!! Это уже не альбом «Cuckoo» by Curve, а их EP «Frozen» 1991 года, то есть за 7 лет до Мадонны — очень вопиющее сходство; сравните вступление этого трека Curve с общей мелодикой трека «Frozen» by Madonna и вы будете ошарашены, припев Мадонны без проблем поётся под рифф этого трека Curve —  https://curve.bandcamp.com/track/frozen.

Таким образом, произошла обычная история с андеграунд-звуком: за 5 лет до Мадонны и Орбита звук был в ходу лишь на электронной индастриал-шугейз-сцене, а затем Мадонна с Орбитом завернули саунд в лёгкую упаковку для поп-аудитории. Отмечу также, что если бы Curve в своё время не играли отбитый шугейз и индастриал, то они могли бы стать звёздами, а не вечно провальными электронщиками-аутсайдерами, на что Антуанетте, естественно, пофиг, потому что она своё взяла, удачно выйдя замуж за Alan Moulder.

Вопрос плагиата здесь — сложный, потому что электронщики того времени часто сотрудничали. Нейронки (DeepSeek, в частности) в один голос пишут, что Alan Moulder был «a mixing engineer» как раз на альбоме «Ray of Light» Мадонны, т. е. сотрудничал с Орбитом — возможно, старые и не особо популярные песни Curve просто перепродали Мадонне и Орбиту под новым соусом, а вопросы копирайта/финансов утрясли между собой, могла быть и такая история. 

✁✃✁✃О ЛИЧНОМ-КСЕННИАЛЬСКОМ✁✃✁✃ 

Как я лично отношусь к альбому «Ray of Light» Мадонны и В. Орбита? Я — из поколения ксенниалов (кстати, в одном из постов я ошибочно причислила себя к поколению Х, но в реале я — ксенниал, а не Х!), поэтому я застала электронные 1990-ые вживую. Если вернуться в Москву/Британию тех лет, то я котировала The Shamen, Orbital, Underworld, пиратские радио-станции с UK Rave, атмосферный джангл уровня LTJ Bukem и дип-хаус. 

Мадонна в те времена никак не котировалась в электронно-молодёжных кругах, потому что считалась пожилой попсой для батянь за 40 лет. Кроме того, это была эпоха влиятельных радиостанций, интернета не было вообще и, если вы, например, включали условное радио «Максимум» в Москве 1998 года, то на вас в тысячный раз лилась песня Мадонны «Frozen» или «Substitute», потому что альбом Мадонны очень агрессивно пиарили. В прессе выходили статьи о якобы гениальности В. Орбита, который чуть ли не лично пробежал из Британии в Америку 10000 миль с ящиками редких синтезаторов и сэмплеров, чтобы выпустить альбом. Естественно, молодёжь от Мадонны плевалась, а слушали мы в Москве в основном легендарную станцию «106.8» (формат — рэйв, хаус, джангл и т.д.) Дополнительно я ещё всегда очень плохо относилась к В. Орбиту, ибо меня бесили и бесят как его new-wave-потуги, так и его тоскливое ambient-наследие, я его до сих пор считаю одним из скучнейших британских композиторов. 

В этом году, зимой, на волне техно-гик-ностальгии, я переслушала альбом «Ray of Light» вместе с дискографией Spice Girls, гоняя по ледяным трассам игры «Star Wars Racer» с Nintendo-64. Альбом довольно-таки неплохо прозвучал, но я его по-прежнему не особо котирую — возможно, альбом может удивить колхозного нормиса, который особо не нюхал в жизни пороха электронной музыки, но если вы росли в центре Москвы/Британии, как я, слушая электронику различных радиостанций, то альбом вас не удивит. 

✁✃✁✃FKA✁✃✁✃    

И заодно выскажусь по якобы сходству альбома «Ray of Light» by Madonna с недавно вышедшим альбомом «Eusexua» by FKA Twigs. Видимо, какой-то не самый прошаренный журналист-миллениал со слабенькой наслушанностью (или маркетинговый отдел с пиарщиками) сделали этот вброс, а остальные недалёкие миллениалы и зумеры подхватили вброс без особого факт-чекинга, и теперь вброс этот попадается чуть ли не через каждый второй комментарий в сети. Я набросала 7 пунктов, по которым ну никак не сходятся Мадонна и FKA Twigs — это 2 совершенно разные музыкальные величины. 

I. ЗВУК >>> утрированно, но Мадонна — это старая и сильная школа с большим продакшном 1990-ых и звукарями старой школы / FKA Twigs — это типичная кустарщина на крошечном бутиковом синтезаторе в пост-ковидном GarageBand 2020-ых, эпоха мелких и хилых

II. КОНЦЕПТ >>> Мадонна — взрослый концепт с духовными исканиями, темой материнства и т.д. / FKA — инфантильное высказывание о перепихонах в клубах; 

III. ЭТНОС/ЭНЕРГЕТИКА >>> Мадонна — мощная, жизнелюбивая итальянка / FKA — чахоточная и очень хилая mixed race; 

IV. ВОКАЛ >>> Мадонна — сильный вокал / FKA — кряхтит, блеет, пищит, свистит, словно пробитый чайник, и не умеет петь в целом; 

V. ПОКОЛЕНИЕ >>> Мадонна — бумер / FKA — миллениал, это очень разные поколения в культурном аспекте;

VI. ЖАНР >>> Мадонна — электронный поп / FKA до сих пор не знает в каком жанре выступает, вешая на себя ярлыки типа glitch-pop, avant-pop, deconstructed и прочую муть — в реале FKA исполняет вторичную, претенциозную электронику; 

VII. СРАВНЕНИЕ ТРЕКОВ >>> ноль сходства, также отмечу, что трек «Room of Fools» by FKA Twigs фактически стырен с трансовой версии «What It Feels Like For A Girl» by Madonna (этот трек ужасающе часто тырят на транс-паттерны, потому что на него когда-то был запоминающийся клип), но титаническая ирония здесь заключается в том, что этот трек Мадонны ДАЖЕ НЕ с альбома «Ray of Light» 1998 года, а с её альбома «Music» 2000 года.  

Nuff said, возвращаюсь к своим аудио-коллекциям. Я этой весной прослушиваю дискографии с Barsuk Records (знаменитый американский инди-лейбл, но барсук в названии — это именно наш русский барсук). Вот эстетский и красивейший пятничный трек «Oh, La» от Ra Ra Riot, как раз из барсуковских закромов, завершу им пост — https://music.yandex.ru/album/7653/track/84283.

Статья:Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926), Москва, 16-май-2025

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

воскресенье, 11 мая 2025 г.

Шри Камасика-Нарасимха и Третья Андади Откровения Меча Бхагавана Шри Вишну


Продолжение серии постов, посвящённых Шри Нарасимха-Джаянти. Этот пост посвящён мистическому опыту Шри Пей-Альвара и упадеше (наставлениям), обращённой к умам шаранагат. Упадеша связана с Шри Камасика-Нарасимхой — Божеством, очень любимым Шри вайшнавами Шри Рамануджа-Сампрадаи. «Шри Камасика-Нарасимха-Аштаку» Шри Веданты Десики повторяют многие Шри вайшнавы и Шри вайшнави — я также вхожу в число шаранагат этой прекрасной львиной Аштаки. 

Обращение «Альвар» иногда связывают с идеей погружённости в океан преданности Бхагавану Шри Вишну, но имя Шри Пей-Альвара не связано с водой или питьём: на тамильском языке «пей» одновременно означает «одержимость/безумие/призрак», поэтому имя Шри Пей-Альвара значит «одержимый Богом, безумно преданный Богу, безумно любящий Бога». Шри Пей-Альвар является Аватарой Меча Бхагавана Шри Вишну, поэтому на иллюстрации к этому посту, под правой Шри Урдхва-Пундрой, я разместила изображение Шри Пей-Альвара на фоне меча.  

ШРИ ПЕЙ-АЛЬВАР — ТРЕТЬЯ АНДАДИ ОТКРОВЕНИЯ №26 

(«ШРИ ТИРУВАНДАДИ», 3.26).

ciṟanta ĕṉ cintaiyum cĕṅkaṇ aravum 

niṟainta cīr nīl̤ kacciyul̤l̤um uṟaintatuvum

veṅkaṭamum vĕḵkāvum vel̤ukkaip pāṭiyume

tām kaṭavār taṇ tuzhāyār 3.26

3.26: «Бхагаван Шри Нараяна, украшенный прохладной гирляндой Шри Туласи и отдыхающий вместе с Бхагавати Шри Лакшми на Змее Шри Ади-Шеше, всегда живёт в моём смиренном и преданном сердце/уме, а также в 3 великих Дивья-Дешах Шри Рамануджа-Сампрадаи: Тирупати, Канчипурам и Алагар-Койил. Пусть мой ум всегда будет подобен безупречному Змею Шри Ананта-Шеше!».

КОММЕНТАРИЙ. 

В этом стихе Шри Пей-Альвар рассказывает о высочайшем религиозном переживании — Парипурна-Сакшаткарам, т. е. о лицезрении Божественной Четы — Богини Шри Лакшми и Господа Шри Нараяны. Уровень Парипурна-Сакшаткарам является развитием предшествующего уровня Пара-Гьяны; Пара-Гьяну можно сравнить с юным, зелёным побегом в марте, а Парипурна-Сакшаткарам — с полноценным цветением в мае. Теперь же, на уровне Парипурна-Сакшаткарам, всё духовное существо Шри Пей-Альвара озарено Богооткровенным, мистическим опытом лицезрения Бхагавати Шри Лакшми и Бхагавана Шри Нараяны. 

Примечание переводчика. परिपूर्ण साक्षात्कारम्paripūrṇa sākṣātkāram — это термин Шри Вайшнавизма, обозначающий полное и совершенное Божественное откровение, при котором шаранагата/прапанна переживает прямое лицезрение Бога в Его целостности. Это состояние превосходит медитацию или развитые уровни дхьяны; Парипурна-Сакшаткарам — это реальное явление Божеств. В Гимнах 12 Альваров этот термин означает наивысший мистический опыт, в котором Бхагаван Шри Вишну является шаранагате вместе с Богиней Шри Лакшми, в полном сиянии Божественного Величия (Айшварьи). 

Значения на санскрите: परिपूर्ण — paripūrṇa — «полное, абсолютное, не имеющее недостатков»; साक्षात्कारम् — sākṣātkāram — «прямое восприятие, визуальное откровение», от sākṣāt — перед глазами и kāra — свершение. [окончание прим. переводчика]

ПРОДОЛЖЕНИЕ КОММЕНТАРИЯ. 

Шри Пей-Альвар указывает на 3 Дивья-Деши Шри Рамануджа-Сампрадаи — Тирупати, Канчипурам и Алагар-Койил (Обитель двух Шри Нарасимх) — как на священные Обители, которые Бхагаван Шри Нараяна, носящий прохладные гирлянды Шри Туласи, благословляет Своим Божественным присутствием. Шри Пей-Альвар молится о том, чтобы Арча-Мурти этих 3 Дивья-Деш ни на мгновение не покидали его разум, а также просит о том, чтобы ум его стал подобным Змею Шри Ади-Шеше, так как Бхагаван Шри Нараяна и Бхагавати Шри Лакшми не оставляют ложе Шри Ади-Шеши ни на секунду. 

Примечание переводчика. Шри Ади-Шеша также известен как Шри Ананта-Шеша, это синонимичные имена. 108 Дивья-Деш — это священные Обители Шри Рамануджа-Сампрадаи: 106 Дивья-Деш находятся на нашей планете (преимущественно — в Южной Индии), а 2 Дивья-Деши находятся в Мире Духовном (Шри Вайкунтха + Шри Шветадвипа). 

Три Дивья-Деши, упомянутые выше — это: 1. Тирупати — мега-знаменитый Храм Господа Шри Венкатешвары в Южной Индии; 2. Канчипурам — «Город тысячи храмов», тоже очень знаменитое место паломничества; 3. Алагар-Койил — это Обитель Господа Шри Сундарабаху-Нараяны, но в этой Дивья-Деше также присутствуют 2 Мурти Шри Нарасимха-Аватары. Здесь мы как раз подошли к теме Господа Шри Нарасимхи. [окончание прим. переводчика]

ШРИ ПЕЙ-АЛЬВАР — ТРЕТЬЯ АНДАДИ ОТКРОВЕНИЯ №34

(«ШРИ ТИРУВАНДАДИ», 3.34).

aṉṟu iv ulakam al̤anta acaive kŏl?

niṉṟu iruntu vel̤ukkai nīl̤ nakarvāy aṉṟu

kiṭantāṉaik  keṭu il cīrāṉai  muṉ kañcaik

kaṭantāṉai nĕñcame! kāṇ 3.34

В этом стихе Шри Пей-Альвар вступает в диалог со своим умом, призывая ум медитировать на Бхагавана Шри Нараяну и Бхагавати Шри Лакшми, исполненных вечной благости. Молитва Шри Пей-Альвара звучит следующим образом. 

3.34. «О мой ум! Бхагаван Шри Нараяна, который уничтожил демона Камсу во время деяний Шри Кришна-Аватары и который измерил вселенные Стопами во время явления Шри Вамана-Аватары, теперь отдыхает от этих подвигов, умиротворённо сидя на берегу реки Вегавати в облике Шри Камасика-Нарасимхи и сладко погрузившись в сон на Змее Шри Ади-Шеше в облике Господа Шри Ранганатхи в Шри Рангаме. О мой ум, медитируй на Шри Камасика-Нарасимху и Господа Шри Ранганатху так, словно Бхагаван Шри Нараяна вновь явился перед тобой в ту самую ливневую ночь в Тирукковалуре».

Примечание переводчика. Тирукковалур — это аллюзия на историю из биографии Шри Пей-Альвара. Некогда, в очень дождливую ночь, в святом месте Тирукковалур, 3 Альвара (Шри Пей-Альвар, Шри Пойгай-Альвар и Шри Бхутат-Альвар) попадают под ливень. Пережидая ночной ливень, 3 Альвара начинают чувствовать, что среди них находится некто IV-ый — чувство это носит мистический, неземной характер. Таким образом, 3 Альвара проходят через мистическое ощущение присутствия Бхагавана Шри Нараяны. Добавлю от себя, что я лично проходила через такой опыт в своей жизни: у нас Бхагаван Шри Нараяна, к счастью, очень щедр на общение с шаранагатами, этот умиротворённо-мистический опыт невозможно забыть! 

Ставлю здесь точку и убегаю поклоняться Шри Сударшана-Чакре. Шри Нарасимха-Джаянти в этом году фактически отмечается 2 дня (10 + 11 мая), мрачнейший свинцовый день с дождём в Москве полностью соответствует настроению Шри Нарасимхи — надеюсь, дальнейший май будет свинцовым и дождливым, я лично обожаю такую погоду. Я уже с утра в движении: проснулась сегодня в 4 утра, прочитала «1000 Имён Бхагавана Шри Вишну» + «1000 Имён Шри Сударшана-Чакры» + прокачала ноги, накатав 2 с половиной часа на велосипеде по индустриально-винтажным районам Измайлово + весь оставшийся день и ночь я буду фанатеть от Шри Сударшана-Мантры. Я больше посвящена в Шри Сударшана-Видью, нежели чем в Шри Нарасимха-Видью, поэтому сегодня больше поклоняюсь Шри Сударшана-Чакре!     

ᓚ₍ ^. .^₎ Данный пост основан на электронном издании «Шри Камасика-Нарасимха-Аштаки» от портала Шри Рамануджа-Сампрадаи sadagopan.org - https://www.sadagopan.org/ebook/pdf/Kamasikashtakam.pdf ₍^. .^₎⟆

Статья, перевод, примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 11-май-2025

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

пятница, 9 мая 2025 г.

Кшиба-Бхава {क्षीब-भावं - kṣība-bhāvaṃ} Господа Шри Нарасимхи и Шри Сударшана-Чакры


Поздравляю всех вишнудуток и вишнудутов с Шри Нарасимха-Джаянти! Продолжу тему сравнений Господа Шри Нарасимхи и Шри Сударшана-Чакры, эта тема уже затрагивалась в предыдущем посте о Шри Маха-Сударшана-Янтре. Как обычно, говоря о Шри Сударшана-Чакре, мы фактически говорим о Шри Лакшми-Деви и Крия-Шакти. 

Кшиба-Бхава — это бхава воинственной экзальтации; экстатическая ярость и духовная эйфория при устранении противников Дхармы; состояние Божественного воинственного исступления, при котором Господь Шри Нарасимха или Шри Сударшана-Чакра испытывают экстаз, сокрушая силы тьмы. Господь Шри Нарасимха и Шри Сударшана-Чакра похожи друг на друга именно в Кшиба-Бхаве [क्षीबkṣība – пьяный, интоксикация, экзальтированный; на английском — to be intoxicated literally or metaphorically, drunk, excited]. 

Шри Кура-Нараяна-Джияр рассказывает о Кшиба-Бхаве в стихе №16 «Шри Сударшана-Шатаки».

तप्ता स्वेनोष्मणेव प्रतिभटवपुषामस्रधारां धयन्ती

प्राप्तेव क्षीबभावं प्रतिदिशमसकृत्तन्वती घूर्णितानि ।

वंशास्थिस्फोटशब्दं प्रकटयति पटून्याऽऽवहन्त्यट्टहासान्

भा सा वः स्यन्दनाङ्गप्रभुसमुदयिनी स्पन्दतां चिन्तिताय ॥१६॥

taptā svenoṣmaṇeva pratibhaṭavapuṣāmasradhārāṃ dhayantī

prāpteva kṣībabhāvaṃ pratidiśamasakṛttanvatī ghūrṇitāni ।

vaṃśāsthisphoṭaśabdaṃ prakaṭayati paṭūnyā''vahantyaṭṭahāsān

bhā sā vaḥ syandanāṅgaprabhusamudayinī spandatāṃ cintitāya ॥16॥

№16: «Словно испытывая жажду от собственного раскалённого жара, лучезарная Шри Сударшана-Чакра пьёт реки вражеской крови и, ликуя, летает по всем направлениям поля битвы в Кшиба-Бхаве. В вихре стремительных движений Шри Сударшана-Чакра ломает хребты демонов, и громкий хруст их костей сливается с Её победным хохотом. 

Да снизойдёт же на Шри вайшнавов благодатное сияние Шри Сударшана-Чакры, да свершит же Она чаяния наши и, пробудившись, пусть направится Шри Сударшана-Чакра к нам медленной поступью! [смысл медленной поступи в том, что Шри Сударшана-Чакра стремительно сокрушает демонов, но к Шри вайшнавам Она приближается мягкими шагами, с чувством защиты и чуткого внимания по отношению к Шри вайшнавам]. Шри Сударшана-Чакре и Её Владыке, Бхагавану Шри Вишну, я приношу свои почтительные поклоны!». 

Комментарий из издания sadagopan.org. 

Кажется, будто Шри Сударшана-Чакра хочет пить от собственного жара (taptā svenauṣmaṇeva), а потому пьёт обильные потоки крови поверженных врагов (asradhārāḥ), словно утоляя жажду. Она издаёт грозные звуки (bhīma garjanam) и гордо летает по полю битвы в возбуждённом, опьянённом яростью состоянии (kṣība-bhāvam). Громкий хруст ломающихся вражеских хребтов (vaṃśāsthi sphoṭa śabdam) разносится вокруг. 

Шри Сударшана-Чакра выражает Свою радость устрашающим хохотом (aṭṭahāsam), подобно тому, как Господь Шри Нарасимха некогда ликовал после убийства демона Хираньякашипу. 

Руки и ноги Шри Сударшана-Чакры стремительно движутся (syandanāṅga prabhu) в жажде настигнуть и уничтожить врагов. Шри Сударшана-Чакра быстра, как молния; Она настигает всех врагов, сокрушая их мощными ударами. Пусть же Её Божественное Сиятельство (prabhā) медленно, с чуткостью и вниманием (sāvadhānam), приблизится к нам, чтобы исполнить наши желания — такова Молитва, заключённая в этом стихе. 

Дополнительный словарь к стиху №16. 

  • उष्मणा (uṣmaṇā)  — жар, пыл; 
  • असकृत् (asakṛt) — снова и снова; 
  • घूर्णितानि (ghūrṇitāni) — в вихре, кружась;
  • वंशास्थिस्फोटशब्दम् (vaṃśāsthi-sphoṭa-śabdam) — кости демонов хрустят, словно ломающийся бамбук;
  • अट्टहासान् (aṭṭahāsān) — сильный, громкий, злорадный, устрашающий смех Шри Сударшана-Чакры;
  • स्यन्दनाङ्गप्रभुसमुदयिनी (syandanāṅga-prabhu-samudayinī) — фраза, подчёркивающая, что Владыкой (Прабху) Шри Сударшана-Чакры является Бхагаван Шри Вишну. Буквально: «Шри Сударшана-Чакра, которая происходит от Владыки Шри Вишну и является ангой, т. е. частью Божественного Тела Бхагавана Шри Вишну». Анга в данном случае — это также служанка Бхагавана Шри Вишну и приближённая из самой близкой свиты Бхагавана Шри Вишну. 

★␥★␥★␥★␥★␥

Данный пост подготовлен на основании электронного издания sadagopan.org — https://www.sadagopan.org/ebook/pdf/Sudarsana%20Satakam.pdf

Статья, перевод, примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 10-май-2025

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

Почему правая рука Господа Шри Венкатешвары всегда направлена пальцами вниз к Его Священным Стопам?


Иконография Господа Шри Венкатешвары отличается тем, что Его правая рука всегда направлена пальцами вниз к Его Божественным Стопам; на иллюстрации-заставке к этому посту я подчеркнула общую концепцию стрелками — это коллаж из 3 различных изображений Господа Шри Венкатешвары. Этот жест правой руки известен как «Шаранагати-Мудра», жест подчёркивает главную Сиддханту Шри Рамануджа-Сампрадаи — Шаранагати/Прапатти у Лотосных Стоп Бхагавана Шри Нараяны (Шаранагати и Прапатти синонимичны, это 2 одинаковых термина, просто разные названия). 

В «Шри Венкатешвара-Прапатти» — одной из основных Молитв, посвящённых Господу Шри Венкатешваре, говорится:

पार्थाय तत्सदृशसारथिना त्वयैव यौ दर्शितौ स्वचरणौ शरणं व्रजेति ।

भूयोऽपि मह्यमिह तौ करदर्शितौ ते श्रीवेङ्कटेश चरणौ शरणं प्रपद्ये ॥११॥

pārthāya tatsadṛśasārathinā tvayaiva

yau darśitau svacaraṇau śaraṇaṃ vrajeti ।

bhūyo'pi mahyamiha tau karadarśitau te

śrīveṅkaṭeśa caraṇau śaraṇaṃ prapadye ॥11॥

11: «О Всемилостивый Господь Шри Венкатешвара! Явившись в образе Шри Кришна-Аватары, Ты возвестил миру таинство спасения через слова „mām ekaṃ śaraṇaṃ vraja” [„следуй лишь Шаранагати, полностью отринув другие пути, такие так бхакти, карма-канда, гьяна-йога и прочие” / Шри Бхагавад-Гита, 18.66]. Ныне же, на вершине горы Шри Тиру-Венкатам, Ты — жестом правой руки — указываешь на Свои Божественные Стопы, напоминая нам о той истине, что была поведана Арджуне и о том, что я должен предаться Твоим Лотосным Стопам. У Священных Стоп Господа Шри Венкатеши я принимаю Прапатти!».

В «Шри Венкатешвара-Мангалашасанам» — ещё одной ключевой Молитве, посвящённой Господу Шри Венкатешваре, говорится:

प्रायस्स्वचरणौ पुंसां शरण्यत्वेन पाणिना ।

कृपया दिशते श्रीमद्वेङ्कटेशाय मङ्गळम् ‌॥९॥

prāyassvacaraṇau puṃsāṃ śaraṇyatvena pāṇinā ।

kṛpayā diśate śrīmadveṅkaṭeśāya maṅgaḻam ‌॥9॥

9: «О Господь Шри Венкатеша! Твоя правая рука показывает Шри вайшнавам Шаранагати-Мудру, указывающую на Твои Божественные Стопы. Сей жест есть откровение великой тайны: Священные Стопы Твои — единственное прибежище для душ, истомившихся от страданий в сансаре. Шаранагати — единственный путь для душ Шри Рамануджа-Сампрадаи! Да снизойдут на Тебя все благословения и благодарности ото всех Шри вайшнавов, О Господь Шри Венкатешвара, ибо Ты явил миру сокровенное учение Шаранагати, даровав нам безграничную Милость этим священным жестом». 

ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙლᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ⦁

|||(◍•ᴗ•◍)❤ Данный пост подготовлен на основании 2 книг: 1. «Sharanam Prapadye» (Ananthacharya Indological Research Institute, 2007, стр. 13, ссылка на pdf-скан); 2. Издание sadagopan.org «Sri VenkatEsa SuprabhAtham SthOthram, Prapatthi and MangaLam» (стр. 42 и 52, ссылка на pdf-книгу). 

Статья, перевод, OCR и вычитка санскрита, примечания: 

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 10-май-2025

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

среда, 7 мая 2025 г.

🌞Шри Маха-Сударшана-Янтра 🌞 Шри Йога-Нарасимха 🌞 Шри Патала-Нарасимха


Интереснейший отрывок о взаимосвязи поклонения Шри Сударшана-Чакре и Шри Нарасимха-Аватаре Бхагавана Шри Вишну. Из книги «Ishvara-Samhita» (V. Varadachari, 2009, Том 1, стр. 198-199, ссылка на pdf-сканы).

⋘════∘◦❁◦∘════⋙

«В „Шри Ахирбудхнья-Самхите” канона Шри Нараяна-Панчаратры содержатся подробности создания величественной Шри Маха-Сударшана-Янтры. Материалами для Янтры могут служить серебро, золото, прочие металлы или даже камень. Минералы, сандаловую пасту, камфору, шафран и алойное дерево [aloewood] нужно растолочь, измельчить в порошок и смешать. Из этих компонентов извлекается сок и затем используется для того, чтобы нарисовать Янтру на ткани золотой иглой. 

В центре лунного диска нужно мысленно представить Пранаву (Священный Звук „ - oṃ”). Фигуру Шри Сударшана-Чакры следует изобразить внутри лунного диска красным пигментом. У Шри Сударшана-Чакры может быть 8 или 16 рук. Фигура Шри Сударшана-Чакры находится в центре колеса с 6 углами. В каждом углу следует написать 6 слогов Мантры Шри Сударшана-Чакры. 

Снаружи колеса рисуют лотос с 16 лепестками. На лепестках нужно написать 32 слога Мантры Шри Нарасимха-Аватары. Слоги Мантры Шри Патала-Нарасимхи при этом пишут на лепестках лотоса с 64 лепестками. В центре лотоса следует изобразить Шри Йога-Нарасимху с 4 руками, держащими Шри Сударшана-Чакры. Шри Йога-Нарасимха находится в позе медитации; с коленями, перевязанными „йогапаттой”. 

Янтру также можно нарисовать на бересте Бхурджи. Шри Маха-Сударшана-Янтру почитают трижды в день, в три классических сандхьи». 

⋘════∘◦❁◦∘════⋙

Примечания к отрывку:  

1. Дерево Бхурджа [भुर्ज — bhurja] — берёза гималайская, Betula utilis. Её кора (береста) традиционно используется в Индии как материал для письма, создания ритуальных предметов, изготовления Янтр и Кавач.  

2. Йогапатта [योगपट्ट — yogapaṭṭa] — тканевая повязка или ремень, поддерживающий позу йогина. В иконографии Шри Йога-Нарасимхи йогапаттой перевязывают колени, символизируя медитативную фиксацию.  

3. Шри Йога-Нарасимха — форма Шри Вишну-Нарасимхи в состоянии глубокой медитации; изображается сидящим; с 4 руками, держащими Шри Сударшана-Чакры. Шри Йога-Нарасимха олицетворяет духовную дисциплину и контроль над чувствами.  

4. Шри Патала-Нарасимха. Здесь нужна дополнительная сверка, так как информации о Шри Патала-Нарасимхе практически нет. Отрывочная информация в сети несколько ошибочна. Например, на известном сайте wisdomlib.org говорится, что Шри Патала-Нарасимха упоминается в шлоке №4.17 «Шри Вихагендра-Самхиты» Шри Нараяна-Панчаратры, но при проверке нашего родного южно-индийского издания я нашла упоминание в шлоке №4.12 — в этой шлоке перечисляются формы Господа Шри Нарасимхи, которым могут поклоняться Шри вайшнавы и, в частности, упоминается форма Шри Патала-Нарасимхи:

स्तम्भसिंह महासिंहौ पाताल नरसिंहकम्‌ ।

वृक्षं चानन्तसिंह्यां च ग्रहणप्रमनावपि ॥४.१२॥

stambhasiṃha mahāsiṃhau pātāla narasiṃhakam‌ ।

vṛkṣaṃ cānantasiṃhyāṃ ca grahaṇapramanāvapi ॥Vihagendra, 4.12॥

Это однозначно Лила Шри Нарасимха-Аватары на Патала-локе/низших мирах, но подробности нужно дополнительно искать в Самхитах. У Бхагавана Шри Вишну и Шри Сударшана-Чакры также есть Лила в низших мирах, здесь информации больше, так как, например, Шри Кура-Нараяна-Джияр пишет об этой Лиле в шлоке №29 «Шри Сударшана-Шатаки»: पातालान्तः प्रपाती निखिलमपि तमः स्वेन धाम्ना निगीर्यpātālāntaḥ prapātī nikhilamapi tamaḥ svena dhāmnā nigīrya

Шри Кура-Нараяна-Джияр рассказывает о том, что на Патала-локе живут различные змеи; их капюшоны украшены очень изысканными бриллиантами, но Божественное Сияние Шри Сударшана-Чакры, при появлении в низших мирах, затмевает блеск всех этих бриллиантов; змеи при этом выглядят как лампы-поделки самой низшей категории. 

Аллегорически речь идёт об усмирении гордости и эго: змеи — это пример религиозных людей, в которых остаются напрасная гордость тривиальными материальными достижениями и цепляние за статусы мелкого, мещанского пошиба. Божественное Сияние Шри Сударшана-Чакры также означает очищение ото всех грехов и, особенно, грехов ментальных, т. е. грехов, которые создаются в уме — Шри Кура-Нараяна-Джияр также подчёркивает эту идею.

Статья, перевод, OCR и вычитка санскрита, примечания: 

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 07-май-2025

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

понедельник, 5 мая 2025 г.

Шри Сударшана-Чакра и 4 пурушартхи


У меня недавно, в потоке постов, был пост о пурушартхах. Продолжу тему пурушартх превосходным стихом №4 из «Шри Сударшана-Шатаки» Шри Кура-Нараяна-Джияра — это одна из Молитв Шри Рамануджа-Сампрадаи. У стиха — повышенная сложность, поэтому далее я публикую 2 варианта перевода — от простого к сложному. 

आरादारात् सहस्राद्विसरति विमतक्षेपदक्षाद्यदक्षात्

नाभेर्भास्वत्सनाभेर्निजविभवपरिच्छिन्नभूमेश्च नेमेः।

आम्नायैरेककण्ठैः स्तुतमहिम महो माधवीयस्य हेतेः

तद्वो द्विक्ष्वेधदमानं चतसृषु चतुरः पुष्यतात् पूरुषार्थान् ॥४॥

ārādārāt sahasrādvisarati vimatakṣepadakṣādyadakṣāt

nābherbhāsvatsanābhernijavibhavaparicchinnabhūmeśca nemeḥ।

āmnāyairekakaṇṭhaiḥ stutamahima maho mādhavīyasya heteḥ

tadvo dvikṣvedhadamānaṃ catasṛṣu caturaḥ puṣyatāt pūruṣārthān ॥4॥

Простой перевод: «Веды в унисон поют славу Великого Диска Господа Шри Мадхавы (Бхагавана Шри Вишну). Пусть же сияние Шри Сударшана-Чакры уничтожит всех наших врагов и дарует нам 4 цели жизни – дхарму, артху, каму и Мокшу».

Сложность стиха заключается в том, что Шри Кура-Нараяна-Джияр семантически выстраивает стих от ядра Шри Сударшана-Чакры, и далее идёт смысловое развитие к спицам/сиянию. Усложнённый перевод звучит следующим образом: 

«От центра (ядра) развивающая свою уничтожительную силу Шри Сударшана-Чакра, в итоге разит даже вдали находящихся врагов тысячью спицами, словно беспощадно обжигающее недругов Солнце. Вед единогласными Гимнами воспетая, Великая Чакра Господа Шри Вишну, пусть да защитит Она нас от врагов и пусть дарует нам 4 пурушартхи: дхарму, артху, каму и Мокшу».

⋘══════∘◦❁◦∘══════⋙

Ключевые санскритские фразы и слова стиха №4:

  • विमतक्षेपदक्षात् — vimatakṣepadakṣāt — Шри Сударшана-Чакра, столь искусная в разрушении тех, кто враждебен Бхагавану Шри Вишну и Шри вайшнавам Шри Рамануджа-Сампрадаи [дополнительный смысл — Шри Сударшана-Чакра разрушает все препятствия на пути Шаранагати]; 
  • आम्नायैः — āmnāyaiḥ — Веды;
  • एककण्ठैः — eka-kaṇṭhaiḥ — унисон, единый глас Вед;
  • माधवीयस्य — mādhavīyasya — принадлежащая Господу Шри Мадхаве, т. е. Бхагавану Шри Вишну. 

⋘══════∘◦❁◦∘══════⋙

М.К. Шринивасан, в статье «Шри Сударшана-Альвар», объясняет этот стих на примере эканта-вайшнава — процитирую объяснение: «В норме последователь Шри Вайшнавизма уровня „эканта”  сосредоточен исключительно на Бхагаване Шри Вишну. То есть, Шри-вайшнав класса „эканта” всегда обращается с Молитвами о пурушартхах только к Бхагавану Шри Вишну. Главной пурушартхой при этом, естественно, является освобождение (Мокша). 

Тем не менее, Шри Ананта-Шеша, Шри Гаруда, Шри Сударшана-Чакра и другие Нитья-Сури не являются обычными деватами [такими, как Брахма, Шива, Индра и прочие мирские деваты]. Все Нитья-Сури безупречно следуют Шри Вишну-Шаранагати, все Они — безупречные слуги Бхагавана Шри Нараяны, поэтому Шри вайшнав уровня „эканта” также может обращаться к Ним с Молитвами о пурушартхах. 

Шри Сударшана-Чакра олицетворяет Волю (Санкальпу) Бхагавана Шри Вишну, поэтому обращение к Шри Сударшана-Чакре - это обращение к Санкальпе Господа Шри Вишну

Что сделает Шри Сударшана-Чакра в ответ на Молитву любого Шри вайшнава/Шри вайшнави? Шри Сударшана-Чакра создаст все благоприятные условия для достижения цели – приведёт его/её к наилучшему Ачарье, поможет постичь философию Шри Рамануджа-Сампрадаи, правильно предаться Богине Шри Лакшми и Господу Шри Вишну, что в итоге приведёт дживу к освобождению, т. е. к финальной пурушартхе — Мокше на Шри Вайкунтхе».

⋘══════∘◦❁◦∘══════⋙

В издании sadagopan.org, в комментарии к стиху №4, подчёркивается концепция Мангала-Джйоти Шри Сударшана-Чакры - цитирую: «Молитва и откровение здесь заключаются в том, что теджас (сияние) всех частей Шри Сударшана-Чакры, Божественной Императрицы всех существующих чакр, дарует нам 4 пурушартхи: дхарму (праведность), артху (благополучие), каму (исполнение желаний) и Мокшу (освобождение). Сияние Шри Сударшана-Чакры распространяется от спицы к спице, от оси к оси, по всем направлениям, образуя непрерывную, величественную сферу Божественного Света — это Мангала-Джйоти (Благословенный Свет), знак Высшего Блага». 

⋘══════∘◦❁◦∘══════⋙

Завершу пост Мантрой №107 из «108 Имён Шри Сударшана-Чакры»:

ॐ नारायण कृपा व्यूह तेजश्चक्राय नमः — oṃ nārāyaṇa kṛpā vyūha tejaścakrāya namaḥ

ॐ नारायण कृपा व्यूह तेजश्चक्राय नमः — oṃ nārāyaṇa kṛpā vyūha tejaścakrāya namaḥ

ॐ नारायण कृपा व्यूह तेजश्चक्राय नमः — oṃ nārāyaṇa kṛpā vyūha tejaścakrāya namaḥ

📙📙📙Данный пост подготовлен на основании 3 источников: 1) Статья M.K Shrinivasan «Sri Sudarsana-Azhvar»; 2) Электронная книга портала sadagopan.org3) «108 Имён Шри Сударшана-Чакры» от портала prapatti.com.

Статья, перевод, OCR и вычитка санскрита, примечания: 

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 06-май-2025

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

ВИ и ВИ-скарь, ночи под музыку Filter (поёт брат жидкого Терминатора!!!), кулич за 4000 руб. от Valentino Dolciaria


Майские праздники у нас с Ви (Господом Шри Вишну) проходят шикарно! После первой волны майских праздников мне досталась бутылка вискаря. Я к алкоголю очень равнодушно отношусь, считая его ядом, на который у меня в организме установлено нечто вроде светофора — например, виски я дегустировала в количестве примерно 5 чайных ложек под плотную яичницу с белым хлебом (заодно начался дачный сезон и с моих родственных дач уже вовсю везут яичные урожаи!). После 5 чайных ложек я начинаю чувствовать горечь, и мой организм зажигает сигнал «СТОП!». 

Тем не менее, 5 ложек виски, освящённых одной из Мантр Кришнулёны, творят чудеса — неземная энергетическая бодрость, которой хватает на сутки и т.д. Меня хватило на 2 ночи под 5 ложек, дальше бутылка ушла на отдых, и я перешла на стандартный кофе Шри Нарасимхи — я сейчас пью новую пачку кофе вида «робуста» (пачка тоже освящённая, я её ранее предложила Господу Шри Нарасимхе), а робуста как раз известна повышенным бодрящим эффектом. Перехожу к музыкальным новостям — расскажу о песнях, под которые нас с Ви выносит, когда мы ночами катаемся по винтажному Измайлово. 

ᆞFᆞᆞIᆞᆞLᆞᆞTᆞᆞEᆞᆞRᆞ

Filter — это древняя индастриал-группа Ричарда Патрика (Richard Patrick — бывший гитарист Nine Inch Nails и одновременно брат Роберта Патрика, которого многие помнят по роли жидкого киборга из «Терминатора-2: Судный День»). Далее — рассказ по песням.

Filter и Hybrid. У меня уже года 3 в плейлистах буквально царит трек Filter — Take A Picture (Hybrid Remix). Именно в ремиксе мощнейших шотландских гибридов, которые некогда были королями жанра «progressive breaks/atmospheric breaks». Много треков за это время выпало из треклистов, так как многие треки мне быстро надоедают, но вот этот трек я включаю во все свои подборки, так как Hybrid катнули реально мощнейший ремикс — https://music.yandex.ru/album/12723466/track/73345754

Filter — The Only Way (Is the Wrong Way). В этом году я решила прослушать всю дискографию Filter, готовясь к худшему, так как туповато-медвежий индастриал-пост-гранж 1990ых-2000ых — это не самое забавное музыкальное путешествие. Я пока прослушала не всё, но алмаз уже нашёлся. На треке про «единственный путь — ошибочный путь» нас с Ви примерно три ночи назад выносило на круизере под московский весенний дождь — тогда штормов в Москве ещё не было, было нечто вроде мягкого морского бриза в ароматах черёмух, и трек на повторе качал просто невероятно, особенно учитывая то, что мы с Ви были накачаны в ту ночь робустой. У трека — отличный ремастер, он отлично звучит в наушниках, не царапая уши — https://music.yandex.ru/album/17127880/track/32321767


Filter — Take a Picture. А это тот самый оригинал, на который сделали ремикс Hybrid - https://music.yandex.ru/album/17127880/track/507407. Потрясный трек, но у него — медвежий мастеринг, поэтому мне пришлось включить свои скиллы звукаря и сделать свою версию трека в Ocen Audio (бесплатный аудио-редактор). Есть такой бесплатный плагин Air Windows Monitoring 2, в него включен пресет Vinyl (это эмуляция винила — не во всех, но во многих случаях пресет отлично подходит, чтобы избавиться от однообразного и слишком громкого мастеринга, который нынче делают практически всем группам, особенно гитарным, из-за чего они звучат одинаково, словно шпалы с одной и той же фабрики). 

Скрины — выше, после виниловой обработки трек стал мягче, ушли раздутые частоты, песня стала отлично звучать в хороших наушниках и перестала орать мне в уши своей «loudness war». Как видно, я также сделала fade-in/fade-out в начале/финале песни + яму перед финальной распевкой, заодно отмечу, что на скринах — фактически знаменитое противостояние fishbone и sausage, о котором, к примеру, писали Landr в статье о правильном headroom


ⓉⒽⒺ ⓂⓄⓉⒺⓁⓈ. Заодно этой весной я прошлась по new-wave-группам, которые пропускала в прошлых сезонах. «The Motels» потрясающи, мне они настолько понравились, что я даже оформила нам с Ви 2 тематических ночи катания на круизере чисто под их музыку. «The Motels» выигрышно звучат по сравнению с ванильно-туповатыми new-wave-группами, так как стиль The Motels — это городская мрачность. Я зашкаливающе ненавижу саксофон и обычно вырезаю его из песен 1980-ых в аудио-редакторе (всё прямо как в этой сатирической статье о Билли Коргане), но у «The Motels» даже саксофон звучит потрясно, зацените, например, короткое, но выносящее соло в песне «Danger» — https://music.yandex.ru/album/192716/track/1872234

При слепом прослушивании «The Motels» иногда можно спутать c группой «Siouxsie and the Banshees». Моя самая любимая песня у «The Motels» — это «Cry Baby», она начинается как несложное рокабилли, а затем уносится в шикарнейшие гитарные тона и необычные мелодические сбивки на словах «It's easy it's easy it's easy; сan't you see it's easy? So, cry baby, сry baby...» — https://music.yandex.ru/album/9571619/track/61400359

T̠̠H̠̠E̠ ̠P̠̠O̠̠W̠̠E̠̠R̠ ̠S̠̠T̠A̠̠T̠̠I̠̠O̠̠N̠. Супергруппа середины 1980ых, её основали, когда Duran Duran ушли в творческий отпуск. Вокалистом был Роберт Палмер, я его терпеть не могу, но в рамках этой супергруппы он невероятно звучит - не как прокуренно-пропитой алкаш за 50 (его обычное амплуа, он, кстати, умер в 54 года из-за алкашки и куряшки), а как молодой R'n'B-чел с бархатно-эмоциональным голосом. Барабанщиком у них был чел из Chic, а за бас и гитару отвечали 2 чела из Duran Duran. В результате реально получилось звучание супер-коллектива — нечто вроде взвинченного синти-фанка с похвальной сыгранностью. По саунду они похожи на группы «Go West» и «Living in a Box» одновременно.  Лучший трек — «Go To Zero» — https://music.yandex.ru/album/2027331/track/349156


TOᗰ TOᗰ ᑕᒪᑌᗷ / ᗩᐯᗩ ᒪᑌᑎᗩ. Английская Википедия сдержанно и вежливо называет Tom Tom Club «a side project from Talking Heads», но в реале группа возникла как осколок, когда Talking Heads начали разваливаться из-за очень плохих отношений с Дэвидом Бирном. Их альбом «Close to the Bone» (1983) нисколько не устарел, до сих пор звучит как богемное инди для гиков. Альбом, кстати, очень и очень похож по звуку на альбом «Moon 2» (2018) группы Ava Luna — это очень любимая мною современная группа из NYC/Brooklyn. Жанрово обе группы — это минималистичный синто-фанк с полиритмией и отличным пространством в треках, перепродюсирования нет, забитости ненужными звуками из серии «больной звукарь запихал и скомпрессовал 10 разных инструментов в припеве» тоже нет. Отличная урбан-минимал музыка в итоге. Лучший трек у Tom Tom Club —  «On The Line Again» — https://music.yandex.ru/album/32837089/track/21710631

И заодно оставлю здесь ссылку на Ava Luna — Centerlinehttps://avaluna.bandcamp.com/track/centerline. Также не могу не упомянуть вот эту красоту про карму — https://avaluna.bandcamp.com/track/childish.

🍪🍪🍪Снова к гастрономическим новостям. После Пасхи от мачехи приехал итальянский кулич производства Valentino dolciaria S.R.L. Это огромный килограммовый кулич в узорчатой металлической колбе (как у подарочных чаёв в жестяных колбах), стоимость неизвестна, вроде он стоил 4000 руб., но сейчас цена падает, так как куличи после Пасхи оказываются на распродажах. Судя по вкусу, он либо нехило накачан ромом, либо ароматизатором рома. 

Как независимая испытательница, с кошельком, НЕ пострадавшим от его цены, отмечу высокое качество кулича. Тем не менее, я бы оценила его примерно в 500 рублей, 4000 руб. — это, естественно, оверпрайс. Вопрос — как итальянцы его продали в Россию? У нас ведь типа санкции, хотя зная итальянских товарищей ещё с младых лет, отмечу, что деньги/бизнесы для них зачастую превыше всего, сентименты и идейность идут потом.

Такие новости по весне и маю. На этой неделе - заход на вторую волну майских праздников, заранее поздравляю всех с 9 Мая и 80-летием Победы!

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 06-май-2025

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

суббота, 3 мая 2025 г.

4 Шага Возлюбленного Тигра Богини Шри Лакшми во Вриндаване


У Шри Вадираджа-Тиртхи, в «Шри Рукминиша-Виджае» (каноническая книга Шри Мадхва-Сампрадаи), есть прекрасный, но сложный стих №4.28 о Богине Шри Лакшми и Господе Шри Кришне во Вриндаване. 

Сначала объясню стих упрощённо, а затем прокомментирую сложный санскрит в подробностях. Шри Кришна, Возлюбленный Господь Шри Лакшми-Деви, в этом стихе сравнивается с тигром, который освятил Вриндаван/сердца гопик шагами Своих Священных Стоп. Общая концепция стиха основана на санскритском метре стихосложения «śārdūla-vikrīḍitam» [стихотворная игра тигра; शार्दूल — śārdūla — тигр; विक्रीडितम् — vikrīḍitam — игра]. Оригинальный стих на санскрите звучит следующим образом:

तद्वृन्दावन भूगणं पदरुचा प्रागङ्कयन्सोऽसकृत्

पश्चात्तद्गमरुद्गणं च वरयन्कुर्वन्निवान्तर्वनम् ।

सद्भास्वद्गणशोभि लेखसवयो हृद्योगणौ चाश्रयन् 

लक्ष्मीशोऽनुकरोति तत्र विचरन् शूर्दूलविक्रीडितम् ॥४.२८॥

tadvṛndāvana bhūgaṇaṃ padarucā prāgaṅkayanso'sakṛt

paścāttadgamarudgaṇaṃ ca varayankurvannivāntarvanam ।

sadbhāsvadgaṇaśobhi lekhasavayo hṛdyogaṇau cāśrayan 

lakṣmīśo'nukaroti tatra vicaran śūrdūlavikrīḍitam ॥4.28॥

«Шри Рукминиша-Виджая» Шри Вадираджа-Тиртхи №4.28 - перевод: 

«Возлюбленный Господь Богини Шри Лакшми, Шри Кришна, гуляя по Вриндавану, был подобен грациозному тигру.

ШАГ-1. Сначала Шри Кришна многократно украшал земли Вриндавана сиянием Своих Священных Стоп;

ШАГ-2. Затем Шри Кришна озарял Вриндаванские бризы и ветерки тем же светом Своих Священных Стоп;

ШАГ-3. После чего Шри Кришна наполнял леса Вриндавана сиянием сонма Солнц — всё тем же блеском Своих Священных Стоп;

ШАГ-4. И наконец, сияние Священных Стоп Шри Кришны озаряло сердца Его подруг/друзей/бхактов и небеса Вриндавана.

Все эти 4 деяния были подобны изяществу метра Шардула-викридита в санскритской поэзии». 

ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ

Для понимания этого стиха важно ухватить суть вышеуказанного тигриного метра. Шардула-викридита (игра тигра) — один из сложных метров в санскритской поэзии; его структура отражает грациозную мощь тигриной поступи, что делает метр идеальным для описания героических или возвышенных сцен. У Шри Вадираджа-Тиртхи метр Шардула-викридита делится на 4 смысловые части, соотнесённые с 4 шагами тигра и Ведическими деватами.

⯍Магана (1-я часть)/первые 7 слогов. Смысл: украшение земель Вриндавана Священными Стопами Шри Кришны. Божество: Богиня Земли, т. е. Шри Бхуми/Шри Притхви.

⯍Сагана (2-я часть)/следующие 6 слогов. Смысл: освящение бризов и ветерков Вриндавана, преображение атмосферы Вриндавана Священными Стопами Шри Кришны. Божество: Вайю — девата ветра

⯍Джагана (3-я часть)/следующие 4 слога. Смысл: осенение лесов Вриндавана светом множества Солнц, исходящих от Священных Стоп Шри Кришны. Божество: Сурья — девата Солнца

⯍Тагана (4-я часть)/последние 2 слога. Смысл: озарение небес Вриндавана Сиянием Священных Стоп Шри Кришны. Божество: Дьяус — Ведический девата дневного неба

Если звучание Ведического девата «Дьяус» показалось вам похожим на слово «БОГ» из других языков — латынь (Deus), греческий (Zeus, Theós), французский (Dieu) и испанский (Dios) — то здесь всё правильно, так как в филологии — это всё протоиндоевропейский корень «deywós». То есть, к примеру, французы и испанцы фактически называют Богом вот этого девата: द्यौष् (Dyáuṣ)бог неба, отец богов в «Ригведе». Как так получилось — это отдельный историческо-европейский вопрос, к которому вишнудутки и вишнудуты относятся индифферентно, так как мы поклоняемся лишь Бхагавану Шри Вишну, у нас Имя Бога обозначено конкретно и чётко — это ВИШНУ!

ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ⦁ᘙ

В качестве послесловия привожу английский перевод стиха №4.28 из книги «Saint Vādirāja Tīrtha's Śrī Rukmiṇīśa Vijaya» (D.R. Vasudeva Rau, Shrimadananda Tirtha Publications, 1987) — именно стих, встреченный в данной книге, побудил меня к написанию этого поста. 

IV.28: «The Lord of Lakshmi (Krishna), who was going about in that Brndavan, imitated the sport of a tiger by {1} first decorating manytimes the spots of that Brndavan by lustre of His feet, {2} afterwards allowing the group of winds by the lustre of His feet, {3} by making the interior of the forest shine by the group of suns by the lustre of His feet and {4} by residing in the skies of the hearts of the gods and His friends (even as the Shardulavikridita metre has first magana presided over by the goddess of Earth, afterwards two saganas presided over by the god Vayu, jagana presided over by Sun-god between these two ganas and two taganas presided over by the god of the sky)».

Статья, перевод, OCR и вычитка санскрита, примечания: 

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 04-май-2025

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/