понедельник, 5 августа 2024 г.

Имя / Стопы / прощание с ленью


Бесценные советы звучат в стихе 22.30 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса. Вкратце их можно сформулировать вот так: постоянное, без лени и без прокрастинации, повторение Мантры/Имени Бхагавана Шри Нараяны, сопровождаемое медитацией на Стопы Господа Шри Нараяны. 

Комментарий к стиху звучит следующим образом: «Громадная удача дживы состоит в том, что джива смогла получить рождение в человеческом теле. В таком рождении ни в коем случае нельзя лениться - время должно уходить лишь на прогресс в садхане, поэтому необходимо отринуть все земные наслаждения и посвятить всё своё время лишь Священным Именам Бхагавана Шри Вишну. 

Не стоит также забывать о том, что любые мирские наслаждения заканчиваются очень печально - болезнями ума и тела. Это ещё один веский довод в пользу того, чтобы отвергнуть мирские соблазны. 

Наша садхана-шарира (наше человеческое тело в этом рождении) - это храм Господа Шри Вишну, а наши уста являются дверьми этого храма, поэтому речь важно занимать лишь повторением Божественных Имён Бхагавана Шри Нараяны. Ум при повторении важно сконцентрировать на Стопах Бхагавана Шри Нараяны.

Сансара, по своей зловещей сути, - это одна большая болезнь, от которой не так-то легко избавиться даже на протяжении многих рождений, но если - при повторении Имён/Мантр - вы обращаетесь к Бхагавану Шри Нараяне как к единственному доктору, способному излечить вас от болезни сансары, то скорейшее излечение не заставит себя ждать!». 

СТИХ 22.30 В ОРИГИНАЛЕ:

jAgu mADade bhOgadAseya nIgi paramanurAgadali vara

bhOgishayanana Agarada hebbAgilali niMdu

kUgutali shirabAgi karuNA sAgarane bhavarOgabhEShaja

kaigoDeMdene bEga odaguva bhAgavatatararasa [22-30]

ПОСЛОВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ СТИХА 22.30:

jAgu mADade = без лени и без прокрастинации;  

bhOgadAseya = желание мирских наслаждений;

nIgi = оставить, отринуть; 

┅━━━╍⊶⊰⊱⊷╍━━━┅

paramanurAgadali = культивировать Шраддху и Бхакти;  

varabhOgishayanana = Бхагаван Шри Нараяна, лежащий на Змее Ананта-Шеше; 

Agarada = стхула-деха (человеческое тело) как храм Господа Шри Нараяны; 

hebbAgilali = уста, являющиеся дверьми; 

┅━━━╍⊶⊰⊱⊷╍━━━┅

niMdu = ясный ум и идеальная концентрация на;  

kUgutali = повторении Божественных Имён; 

shirabAgi = и Стопах Бхагавана Шри Вишну;  

┅━━━╍⊶⊰⊱⊷╍━━━┅

karuNA sAgarane = Океан Милости Господа Шри Вишну;  

bhavarOgabhEShaja = единственный доктор, способный излечить болезнь сансары;

kaigoDeMdene = если бхакта просит Бхагавана Шри Вишну: «Пожалуйста, протяни мне руку помощи и защиты»;  

bhAgavatatararasa = то Император всех бхактов (т.е. Господь Шри Вишну); 

bEga odaguva = немедленно приходит на помощь. 

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 05-август-2024

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

воскресенье, 4 августа 2024 г.

Кшатризм или аскетизм?


У Шри Мадхва-Сампрадаи блестяще составлены комментарии к Главе №3 "Шри Бхагавад-Гиты" - книга "The Bhagavad Gita (Based on Sri Raghavendra Teertha’s Gita Vivruti)" by Giridhar Boray, 2021

Например, шлоки 3.1 и 3.2: jyāyasī cet karmaṇas и vyāmiśreṇaiva vākyena buddhiṃ, в которых Арджуна спрашивает Господа Шри Кришну о выборе между Гьяна-Йогой и Карма-Йогой. Шри Рагхавендра-Тиртха, в комментариях к этим шлокам, приводит следующую компаративную сводку из предыдущей Главы:

≫≫≫ Шлока 2.49 - в этом стихе Господь Шри Кришна говорит о превосходстве Гьяны над Кармой;

≫≫≫ Шлока 2.37 - тем не менее, в стихе 2.37 Господь Шри Кришна настаивает на том, чтобы Арджуна ринулся в бой, выбрав тем самым Карма-Йогу в стиле кшатрия.

В итоге, начало Главы №III "Шри Бхагавад-Гиты" - это фактически тяжелые душевные терзания Арджуны, который мечется между 2 путями: Гьяны в стиле отречённого аскета и Кармы в стиле агрессивного воина.  

В шлоке с красивым номером №3.3 Господь Шри Кришна сразу же рассеивает все сомнения Арджуны, рассказывая о том, что к Мокше приводят оба пути. Некогда царь Джанака был карма-йогином, а мудрец Санака был гьяна-йогином - оба они в итоге обрели Мокшу. Вот как переведён стих №3.3 в рассматриваемом издании Шри Мадхва-Сампрадаи:

श्रीभगवान् उवाच  

लोके ऽस्मिन् द्विविधा निष्ठा पुरा प्रोक्ता मयानघ 

ज्ञानयोगेन सांख्यानां कर्मयोगेन योगिनाम् ३.३

śrībhagavān uvāca  

loke 'smin dvividhā niṣṭhā purā proktā mayānagha 

jñānayogena sāṃkhyānāṃ karmayogena yoginām 3.3

«The Lord said: „O Anagha (Arjuna, the one without sins)! As explained before, in this world there are two paths towards liberation, depending on one’s innate nature, talent, and situation. Kings such as Janaka (karma yogi) achieve liberation by sincerely ruling their kingdoms (path of action), and sages such as Sanaka (jnana yogi) achieve liberation by learning, teaching, and spreading spiritual knowledge to others (path of knowledge)”».

В англоязычном комментарии к стиху №3.3 звучит прекрасное предложение с тремя характеристиками, цитирую: «Lord Krishna clarifies that there are two main paths to liberation based on one’s innate nature, ability, and eligibility». 

То есть, формула ”IAE”, а именно: I = Innate nature [внутренне присущая природа]; A = Ability [способности]; E = Eligibility [годность, пригодность для определённой деятельности]. Чёрно-белых путей в этой формуле не существует, возможен лишь выбор доминанты. Например, гьяна-йогин - в процессе обретения знания - всегда также следует карме в той или иной степени. В пути Арджуны доминирует Карма-Йога и кшатрианство с обязанностями царя по защите граждан, но это не значит, что Арджуна отринул Гьяна-Йогу, так как нельзя быть хорошим кшатрием без той или иной степени духовного знания!

Завершается комментарий к стиху №3.3 на позитивной ноте - констатацией того факта, что для выбора правильного пути важны интроспективный подход и искренность Молитв, цитирую издание: «This also means that everyone of us should introspect within ourselves as to the proper path for us to follow, depending on our innate nature, talent, interest, and ability. For one who sincerely prays to the Lord, the path will become clear».

Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 04-август-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

суббота, 3 августа 2024 г.

"Шри Вишну-Пурана": правила приёма пищи и гастрономическая Молитва


DISCLAIMER: Данная статья написана для тех, кто интересуется Шри Вайшнавизмом/Индуизмом и не является статьёй на медицинскую тематику. Если у кого-либо наблюдаются желудочные заболевания, то следует обратиться к официальной медицине, а не заниматься самолечением. 

≈☆≈≈☆≈≈☆≈≈☆≈≈☆≈≈☆≈

Поставила дисклеймер в начале статьи - это для всякой случайной публики, которая набредает на мои статьи в поисковиках. А теперь начинаю вещание для всех наших! В фильмах/сериалах мы часто видим, как персонажи молятся перед едой. Существует ли подобный ритуал в Шри Вайшнавизме? Да, существует, и обозначен он в шлоках 3.1.92-96 "Шри Вишну-Пураны". 

Данный пост я подготовила на основании статьи ”Recipe Verses for Digestion” by P. P. Shrivatsa - эта санскрит-английская статья в своё время публиковалась в знаменитом журнале Шри Рамануджа-Сампрадаи "Шри Нарасимха-Прия". В статье, перед шлоками из "Шри Вишну-Пураны", прекрасно изложены общие правила, поэтому сначала перескажу общую базу для приёмов пищи непосредственно из упомянутой статьи. 

1) Happy frame of mind (т.е. счастливое умонастроение) - прекрасная фраза на английском. Грех уныния никогда не поощряется в религиях.

2) Очень приветствуется приглашение гостей. 

3) Нельзя есть руками и также нельзя есть, будучи одетым лишь в 1 предмет одежды, т.е. только в семейные труселя, например, поэтому всегда одевайте к труселям галстук (я шучу про труселя, но пункт про 1 предмет одежды актуален, поэтому его необходимо учитывать - одежда в Шри Вайшнавизме всегда должна быть непошлой и максимально закрывающей). 

4) Во время приёма пищи сидят по направлению либо на восток, либо на север. 

5) Нельзя сидеть по направлению к углам. 

6) Также следует избегать еды во время восхода/заката Солнца.

7) Во время еды запрещено болтать.

8) ОЧЕНЬ ВАЖНО: любую пищу необходимо окроплять водой, которая ранее была предложена Бхагавану Шри Вишну. 

9) В целом, пища, оставшаяся с прошлого дня, запрещена. Я думаю, это правило знакомо большинству читателей - связано данное правило с тем, что пища, полежав примерно 1 день, переходит в разряд тамаса. Тем не менее, существуют исключения из правила одного дня: фрукты, коренья (roots), сушёные и жареные виды пищи, чатни и сладости

10) Залежалые остатки еды (leftovers) также запрещены, но здесь тоже существуют исключения: гхи, мёд, курд и различные мучные изделия (печенья и т.д.)

Порядок приёма пищи следующий: сначала едят сладости, затем солёную и кислую пищу. Горькую, острую и пикантную (pungent) пищу всегда оставляют на финал. Кроме того, существует общепринятый порядок, который позволяет предотвратить любые желудочные болезни и он таков: сначала - жидкие блюда, затем - твёрдые и в финале - жидкие. Не скажу за всю Россию, но у нас в Москве всегда была принята очень похожая схема: сначала - суп, затем - второе блюдо, финал - чай/компот/кофе/какао. 

И вот как раз после соблюдения всех обозначенных шагов наступает важнейшая часть в виде декламирования шлок "Шри Вишну-Пураны". Шлоки декламируются после любого приёма пищи. Декламирующий Шри вайшнав/Шри вайшнави должен находиться лицом по направление либо на восток, либо на север.  

अग्निर् आप्याययत्व् अन्नं पार्थिवं पवनेरितः  

दत्तावकाशं नभसा जरयत्व् अस्तु मे सुखम् [३.११.९१]

agnir āpyāyayatv annaṃ pārthivaṃ pavaneritaḥ  

dattāvakāśaṃ nabhasā jarayatv astu me sukham [3.11.91]

"Шри Вишну-Пурана", 3.11.91: «Пусть Агни в моём животе получит поддержку Праны свыше, чтобы я смог переварить пищу и чтобы главные питательные элементы смогли обеспечить здоровье моего тела!». 

अन्नं बलाय मे भूमेर् अपाम् अग्न्यनिलस्य च  

भवत्व् एतत् परिणतौ ममास्त्व् अव्याहतं सुखम् [३.११.९२]

annaṃ balāya me bhūmer apām agnyanilasya ca  

bhavatv etat pariṇatau mamāstv avyāhataṃ sukham [3.11.92]

3.11.92: «Пусть пища укрепит элементы земли, воды, огня и воздуха в моём теле, обеспечив необходимый рост и комфортную жизнь!». 

प्राणापानसमानानाम् उदानव्यानयोस् तथा  

अन्नं पुष्टिकरं चास्तु ममास्त्व् अव्याहतं सुखम् [३.११.९३]

prāṇāpānasamānānām udānavyānayos tathā  

annaṃ puṣṭikaraṃ cāstu mamāstv avyāhataṃ sukham [3.11.93]

3.11.93: «Пусть вся пища обеспечит гармоничное течение праны в моём теле (апаны/саманы/уданы/вьяны) - даровав телу нерушимое здоровье!».

अगस्तिर् अग्निर् वडवानलश् च भुक्तं मयान्नं जरयत्व् अशेषम्  

सुखं च मे तत्परिणामसंभवं यच्छन्त्व् अरोगो मम चास्तु देहे [३.११.९४]

agastir agnir vaḍavānalaś ca bhuktaṃ mayānnaṃ jarayatv aśeṣam  

sukhaṃ ca me tatpariṇāmasaṃbhavaṃ yacchantv arogo mama cāstu dehe [3.11.94]

3.11.94: «Пусть 2 вида желудочного огня - агасти и бадава - идеально поглотят всю пищу, чтобы тело не страдало от токсинов». 

विष्णुः समस्तेन्द्रियदेहदेही प्रधानभूतो भगवान् यथैकः  

सत्येन तेनान्नम् अशेषम् एतद् आरोग्यदं मे परिणामम् एतु [३.११.९५]

viṣṇuḥ samastendriyadehadehī pradhānabhūto bhagavān yathaikaḥ  

satyena tenānnam aśeṣam etad ārogyadaṃ me pariṇāmam etu [3.11.95]

3.11.95: «О Бхагаван Шри Вишну, пожалуйста, освяти всю мою пищу, сделав её здоровой и саттвичной, ибо в действительности лишь от Тебя Одного зависят жизнь и здоровье всех существ!». 

विष्णुर् अत्ता तथैवान्नं परिणामश् च वै यथा  

सत्येन तेन वै भुक्तं जीर्यत्व् अन्नम् इदं तथा [३.११.९६]

viṣṇur attā tathaivānnaṃ pariṇāmaś ca vai yathā  

satyena tena vai bhuktaṃ jīryatv annam idaṃ tathā [3.11.96]

3.11.96: «Во всех мирах нет ничего и никого, отличного от Бхагавана Шри Вишну: тот, кто вкушает всю пищу - это в действительности Бхагаван Шри Вишну; вся пища - это Бхагаван Шри Вишну; моё тело - это обитель Бхагавана Шри Вишну. Лишь знающий эти истины получит настоящую пользу от съеденной пищи [примечание переводчика: в этой шлоке обозначена Вишишта-Адвайта и Шарира-Шарири-Сиддханта Шри Рамануджа-Сампрадаи]». 

После декламирования этих шлок следует слегка помассировать живот. Шри вайшнав/Шри вайшнави, следующие схеме из статьи, никогда не будут страдать от проблем типа несварения, гастритов, язв и т.д. 

P.S. Для этого поста я не стала делать OCR санскрита из статьи и сверять санскрит-вариант по различным изданиям, а просто скопировала санскрит-шлоки с GRETIL. Если вы будете повторять эту Молитву из "Шри Вишну-Пураны", то рекомендую дополнительно спросить вашего гуру или сверить вариант по ортодоксальным изданиям или по статье P. P. Shrivatsa, так как на GRETIL встречаются опечатки и ошибки. Оригинал статьи "Recipe Verses for Digestion" P. P. Shrivatsa находится здесь - https://www.sankalpam.org/search/label/General

Копию статьи я также разместила в своём архив-фиде - https://archive.org/details/recipe-verses-for-digestion

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 03-август-2024

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

Главная книга лета: советский био-хоррор о жизни пчёл


Одной из главных книг этого лета для меня неожиданно стала вот эта советская книга о пчёлах: "Если вы имеете пчёл" (Родионов, Шабаршов, Москва "Колос", 1983, 4-ое издание). У нас соседи по подъезду несколько раз в год оставляют стопки старых книг на подоконниках - в начале июля из такой ретро-стопки я забрала себе в коллекцию 2 книги о пчёлах и забавную древнюю книгу о языке программирования АЛГОЛ. 

BTW, смешной факт: в советской книге об АЛГОЛ упоминаются компьютеры, работающие на перфокартах. Я до этого несколько раз видела мемы из серии "Байден - дед на перфокартах", а тут меня прямо озарило и шутка стала понятной - на перфокартах реально работало всякое допотопное оборудование. 

Вернусь к книге о пчёлах. Это советское издание, потрясающе написанное - в СССР умели издавать книги на прекрасном русском языке. Книга очень мирно стартует и кажется, что это будет пасторальный науч-поп с добрыми рассказами о гармонии в ульях и о социализм-дарвинизме с человеческим лицом (книга из атеистического СССР, поэтому любые намёки на креационизм в ней сразу же гасятся цитатами Дарвина), но дальше книга превращается в био-хоррор с рассказами о том, как мёртвых трутней выносят из ульев; как матки-сёстры пытаются загрызть друг друга при рождении; как пчёлы заболевают туберкулёзом; как улей пытается пережить зиму; как возникает инбридинг и т.д. и т.п. 

В целом, существование пчёл бессмысленно и наделено смыслом одновременно. С одной стороны, пчёлы невероятно важны для человечества, но, со стороны другой, жизнь пчёл - это оммаж бессмысленному био-существованию, в котором несчастные пчёлы заточены в vicious circle уровня "тупая жизнь социального насекомого с тупейшими задачами типа выживания в улье".  

Я до этого, несколько лет назад, смотрела несколько фильмов про австралийских кенгуру, и там тоже наблюдалась похожая тема: кенгуру вроде бы живут, а по факту их кучами давят на дорогах (дохлые кенгуру на обочинах австралийских дорог - это не миф!), жрут хищники и т.д. И итог у кенгуру тоже бессмысленный по сути - вроде жил и не жил одновременно, кенгуру австралийского Шредингера, так сказать! 

Так или иначе, советская книга о пчёлах очень интересна, поэтому если вы где-нибудь встретите это издание, то смело хватайте его в коллекцию! Напоследок - несколько картинок из этой пчелиной книги: эти иллюстрации предваряют каждую главу, выглядя обманчиво добрыми, но за каждой картинкой скрывается очередное повествование об ужасах пчелиной жизни. Книга также снабжена вклеенными цветными фото с очень ламповой аналоговой фильтр-обработкой - той самой, которую пытаются навертеть всякие зумеркИ, покупающие нынче древние фото-камеры:

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 03-август-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

10 дней июля (садхана)


На фото - Мантра-трекер, по которому я вела учёт садханы в финальном хвостике июля. Роясь в своих запасах, я нашла забавный красный блокнот в мини-формате (15х9 сантиметров), его обложка сделана в форме кармана с кнопкой-защёлкой, поэтому в блокнот можно складывать заметки на цветной бумаге с впечатлениями о лете, to-do-листами, списками главных песен лета, рисунками-скетчами и т.д. Одновременно блокнот выступает как пенал примерно для 3 ручек. У этого мини-блокнота - мелкие клетки на страницах, но для Мантра-трекинга он подошёл идеально. 

В плане Мантр я снова повторяла ассорти из 3 Мантр: Шри Нараяна-Мантра + Шри Вишну-Мантра + Шри Венкатеша-Мантра. 27 июля был рекордным днём - я начитала 60 кругов Мантр!  

Отметка "Vi" в большом розовом квадрате справа - это декламирование "1000 Имён Бхагавана Шри Вишну", а отметка "La" в самом финале (это был день Экадаши) = декламирование "1000 Имён Шри Лакшми-Деви" + повторение одной из Мантр Кришновского, поэтому там идёт несколько другая разметка в квадратиках.  

Ведя трекеры, я заметила, что понедельник у меня часто бывает самым расслабленным днём недели с пробуждением примерно в 14-00 дня и dolce far niente. 

На август я уже нарисовала себе другой трекер в прохладных, зелёных тонах - фото опубликую примерно в середине августа, так как новый трекер размечен на первую половину августа. 

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 03-август-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

среда, 17 июля 2024 г.

Трекер Шри Нараяна-Мантр (bullet journal, двоичная прогрессия)


Вторая половина лета - в тропическом разгаре! Я нахожусь в своей любимой, коренной Москве - несмотря на аномальную жару этого года, в зелёных районах Москвы типа моего родного Измайлово, жизнь прекрасна! 

Как обычно, мы с Вишновским пропадаем из блогов на лето/осень примерно до октября, но, возможно, я всё-таки буду публиковать небольшие посты. Этот пост посвящён трекеру Мантр - в июле мне очень понравился формат двоичных столбиков. Взглянем на close-up-фото трекера: 


Трекер максимально прост - это одна из модификаций bullet journal: на оси X находятся даты, а на оси Y - количество кругов (прогрессия вида ”2-4-6-8...”), которые я считаю двушками, т.е. каждый заштрихованный квадратик в трекере равен 2 кругам определённой Мантры

Например, смотрим два самых длинных столбика в трекере - за 10-ое и 11-ое июля я повторила 36 кругов Шри Нараяна-Мантры. В основном, я повторяю Шри Нараяна-Аштакшара-Мантру [ॐ नमो नारायणाय - oṃ namo nārāyaṇāya], но я также устраиваю дни в стиле «ассорти» - например, 13 июля я повторяла Шри Лакшми-Мантру (розовые квадраты) и Шри Венкатешвара-Мантру (треугольники). Зелёная штриховка - это Шри Вишну-Мантра [ॐ विष्णवे नमः - oṃ viṣṇave namaḥ].

Самая нижняя графа - это повторение «1000 Имён Бхагавана Шри Вишну», которое я отмечаю буквой V с точкой. Перед «1000 Именами Господа Шри Вишну» я всегда повторяю «Шри Лакшми-Кавачу» и Шри Лакшми-Стотры, т.е. по умолчанию повторение «1000 Имён Бхагавана Шри Вишну» у меня всегда включает поклонение Шри Лакшмике. В некоторые даты я повторяю другие виды «1000 Имён»: например, 11 июля отмечено как ”Su” в розовом квадрате - в этот день я повторяла «1000 Имён Шри Сударшана-Чакры»

Почему я считаю Мантры двушками? Это удобный формат в силу того, что все мои Мантры - короткие, 2 круга всегда занимают около 4 минут. Таким образом, весь трекер - это микро-отрезки с повторениями, а я люблю именно микро-садхану, т.е. не когда вайшнави посвящает целый час повторению Мантр, а когда вы в течение дня читаете Мантры микро-урывками: например, двушка до обеда и двушка сразу после обеда или двушка после того, как послушали несколько альбомов с каким-нибудь музоном или посмотрели эпизод сериала. Таким образом, за день набирается хорошее количество Мантр. Кроме того, я всегда шепчу Мантры Бхагавана Шри Нараяны даже в повседневных делах - например, в ванной или во время готовки оладьев, но эта часть не учитывается в трекере. 

А во время ночных катаний на круизере по Москве я сейчас часто медитирую на космического ребёнка-Кришну с повторением в уме одной из Шри Кришна-Мантр и одновременным прослушиванием музона - это отдельная тема для поста. Вчера была волшебная ночная поездка, особенно 20 минут на повторе под прог-хаус-трек ”Arc” by Pretty Girl, очень уважаю её (она, кстати, из Мельбурна) - всегда отличный продакшн и потрясные prog/deep-house/leftfield-треки, ссылкой на вышеупомянутый "Arc" я как раз завершу этот пост - https://www.youtube.com/watch?v=VmfITtOk5OA

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 17-июль-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

четверг, 27 июня 2024 г.

"Шата-Душани" Шри Веданты Десики №2: Вехи войны с маявадой

S. M. Srinivasa Chari, в книге "Advaita and Visistadvaita - A Study based on Vedanta Desika's Satadusani" (издание 1961 года, стр. 5-6), рассказывает об основных вехах в борьбе с маявадой. 

01. ШРИ ЯМУНА-АЧАРЬЯ, 916-1036 A.D. 

Борьба была инициирована Шри Ямуна-Ачарьей и его трудом "Атма-Сиддхи" - в этом труде, с помощью диалектического метода, опровергаются взгляды маявади на дживу как на чистое сознание. Следующий этап - труд "Самвит-Сиддхи" с критикой таких лже-учений маявади, как тождественность дживы и Брахмана, иллюзорность Вселенной, концепция Авидьи и т.д. 

02. ШРИ РАМАНУДЖА-АЧАРЬЯ, 1017-1137 A.D. 

Затем наступает эра Шри Рамануджа-Ачарьи - на страницах "Шри Бхашьи" (комментария Шри Рамануджа-Сампрадаи к "Шри Веданта-Сутре"), в сегменте "Джигьяса-Адхикарана", Шри Рамануджа-Ачарья перечисляет основные лже-учения маявадинов, сразу же разбивая их в пух и прах. 

03. БХАСКАРА. 

Бхаскара жил ещё до Шри Ямуна-Ачарьи, но Бхаскара не был вайшнавом, поэтому его труды для нас не представляют интереса. Тем не менее, Бхаскара указывал на то, что маявада Адвайта-Веданты очень похожа на нигилизм Махаяника-Буддизма - здесь он прав, но загвоздка с Бхаскарой заключается в том, что его комментарии к Веданте - это квази-философия "бхеда-абхеда", которую Ачарьи Шри Рамануджа-Сампрадаи считают ложной доктриной. То есть, Бхаскара - это лже-гуру, который сразился с другими лже-гуру в виде маявадинов.  

04. ШРИ МАДХВА-АЧАРЬЯ, 1238–1317 A.D. 

Прославленный Ачарья Вайшнавизма и агрессивный (во всех хороших смыслах этого эпитета) ниспровергатель ересей маявады. Шри Мадхва-Ачарья составил такие ключевые анти-маявадские труды, как: 

◆ "Упадхи-Кхандана",

◆ "Маявада-Кхандана", 

◆ "Прапанча-Митхьятва-Анумана-Кхандана" и 

◆ "Таттвадйота". 

05. ШРИ ДЖАЯ-ТИРТХА, 1345-1388 A.D.

Выдающийся Ачарья Шри Мадхва-Сампрадаи, входит в Мунитрайю - священную Троицу Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи (вместе с Шри Мадхва-Ачарьей и Шри Вьяса-Тиртхой). Составил труд "Вадавали", в котором подверг критике лже-учения маявади об иллюзорности мира. Интересный факт: Шри Джая-Тиртха с рождения принадлежал к Дешастха-брахманам - это аристократическая ветвь индийского брахманизма, представители которой зачастую становились священниками. 

06. ШРИ ВЬЯСА-ТИРТХА, 1460-1539 A.D.

Шри Вьяса-Тиртха, будучи ключевым Ачарьей Шри Мадхва-Сампрадаи, идеологически развил концепции из "Вадавали" Шри Джая-Тиртхи, составив грандиозную "Ньяя-Амриту" - яркую полемическую работу с опровержением ересей маявади. 

Шри Вьяса-Тиртха считается амшей Прахлады из Шри Нарасимха-Лилы, поэтому исторически удар "Ньяя-Амриты" по маявади получился чрезвычайно сокрушительным - в стиле Шри Нарасимха-Аватары: появление "Ньяя-Амриты" вызвало настолько зубодробительную схизму среди маявади, что топовый на тот момент маявадский лже-гуру по имени Мадхусудана Сарасвати был вынужден написать "Адвайта-сиддхи" - книжонку в защиту маявады, в этой книжонке Мадхусудана Сарасвати неуклюже и безуспешно пытался опровергнуть каждую строку из "Ньяя-Амриты" Шри Вьяса-Тиртхи. 

S. M. Srinivasa Chari также подчёркивает, что ведущие роли в борьбе с лже-учениями маявады всегда принадлежали представителям Шри Рамануджа-Сампрадаи и Шри Мадхва-Сампрадаи (стр. 6): «Both Rāmānuja and Madhva as well as all their followers have taken a leading role as critics of the Advaita system [mayavada] of Vedānta».

Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 27-июнь-2024

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

среда, 26 июня 2024 г.

Антаранга-шуддхи: дхарана, дхьяна и самадхи


Отличный пример, рассказывающий об антаранга-шуддхи и истории Господа Шри Рамы/Сургривы (скриншот - выше, перевод - ниже). Пример - из электронного издания "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса. 

Антаранга-шуддхи - это очищение ума, сознания бхакта [अन्तरङ्ग - antaraṅga - внутренний уровень]. Интересно, что антарангу похвально определяют не санскритские словари, а простой английский словарь "Dictionary.com Unabridged, 2015" (он у меня установлен в "GoldenDict" вместе с санскритскими словарями, поэтому я заметила это определение), вот что написано в этом словаре: «the three angas pertaining to the mind: dharana or concentration, dhyana or meditation, and samadhi or contemplation», т.е. Бхагаван Шри Вишну дарует бхактам чистоту дхараны (концентрации), чистоту дхьяны (медитации) и чистоту самадхи (глубоких стадий медитации). 

❆❆❆ПЕРЕВОД ОТРЫВКА СО СКРИНШОТА❆❆❆:

«У Параматмы (Господа Шри Вишну) - большие, нежные, прекрасные глаза, похожие на лепестки лотоса. Даже если Параматма увидит Своего бхакта лишь на долю секунды, то этого будет достаточно, чтобы уничтожить все страдания бхакта. Господь Шри Хари дарует бхактам освобождение ото всех грехов и антаранга-шуддхи.

Шри Джаганнатха Даса приводит следующий пример. Сугрива был Сурья-путрой. Некогда, в присутствии Ханумана и при свидетельстве Агни, Господь Шри Рамачандра подружился с Сугривой. Затем Господь Шри Рамачандра убил Вали и вернул Сугриве королевство Кишкинда [прим. переводчика: смотрите "Шри Валмики-Рамаяну", Кишкинда-Кханду, Главу №5]. 

Точно таким же образом, Параматма (Бхагаван Шри Вишну) никогда не подводит тех бхактов, которые полностью доверяют Ему. Господь Шри Вишну устраняет горести и исполняет желания Своих бхактов».

Статья/перевод/примечания:

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 26-июнь-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

MonoNeon использует южно-индийские гамаки в музыке


Сто лет не вспоминала MonoNeon, а тут он промелькнул в каком-то интервью. Зашла к нему на Youtube - жив, постит - по сравнению с прошлыми годами играет больше в стиле "avant-funk", который в его интерпретации звучит как приджазованный кислотный фанк поздних 1980-ых + забавы с микротональностями. 

Из последних его творений мне очень понравился ролик с Дональдом Трампом, который в ролике уже совсем не Дональд Трамп, а звезда кислотного фанка: MonoNeon - "The White Ones, The Black Ones" (feat. Donald Trump) - https://www.youtube.com/watch?v=_apb0y-hfnA

Wikipedia пишет следующее о МоноНеоне: "In a free/improvisational setting, listeners may hear the use of Indian melodic inflections and ornaments in Thomas' playing, including the use of gamakas - https://en.wikipedia.org/wiki/MonoNeon".

Гамаки - это орнаментальные ноты в южно-индийской музыке, т.е. ноты-украшалки, если говорить проще. Людям из электронно-синтезаторного мира понятие гамака можно понять с помощью терминов "glides and oscillations". А с точки зрения гитариста гамаки похожи на подтяжки, тремоло, вибрато и фишки c whammy bar. Вот интересный ролик от Dr. Jayanthi Kumaresh, которая рассказывает о гамаках на примере инструмента "veena" - https://www.youtube.com/watch?v=zN8vJw_skl4 

Интересно также, что опять-таки с электронной точки зрения классификация нот-гамак (а их насчитывают около 15 штук) выглядит как отрывок из инструкции к трекеру типа MilkyTracker, OpenMPT и прочих (те, кто сочиняют или когда-либо сочиняли трекерную музыку, поймут) - это интересно в контексте склонности жителей Индии к математическо-ритмическому мышлению.

Вот ещё забавная вещь от МоноНеона, встреча старого и нового поколения - Snoop Dogg и Coi Leray на фите - https://www.youtube.com/watch?v=n7MNwrA4E58

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 26-июнь-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

Perplexity.ai творит чудеса! Два давних вопроса закрыты за 3 минуты: о Grand Funk и жутких потерях Харрисона на песне "My Sweet Lord"


Слушаю сейчас дискографии (сегодня - пост-панк от "Gang of Four") и одновременно задаю Perplexity различные вопросы. Меня ещё в прошлом месяце, после прослушивания альбома "Survival" by "Grand Funk Railroad", заинтересовал вопрос о такой барабанной технике, как "tea-towels", потому что Википедия упоминала следующий факт: "Drummer Don Brewer was not happy with the drum sound on the album, due to Knight's insistence of having Brewer cover his drum heads with tea-towels, after seeing Ringo Starr use the technique in the Beatles' film Let It Be (1970)". 

Поисковики по этой теме мне ничего толкового не выдали, зато Perplexity сразу ответила очень информативной сводкой и даже приложила к ответу видео, которое прекрасно иллюстрирует то, как чайные полотенца глушат барабаны, придавая им очень интересное звучание. Кстати, возвращаясь к теме ворчания Don Brewer из "Grand Funk Railroad", - ворчал он зря, потому что альбом "Survival" реально очень запоминается из-за необычного звучания барабанов. 

Идём дальше. Я зашкаливающе ненавижу "The Beatles", потому что считаю их унылыми бездарями с максимально отвратительными песенками, но после обсуждения барабанов в стиле Битлз я вспомнила, что меня ещё давно интересовал вопрос из серии: "Харрисон из Битлз потерял уйму денег на судебных тяжбах по поводу песни My Sweet Lord (это та, которая пиликающе-тренькающе-заунывная и посвящена типа Кришне) или всё-таки не потерял?", потому что данные раньше были противоречивые. 

Perplexity сразу написала, что потерял и потерял настолько много, что это было очень сокрушительным ударом для Харрисона. В той судебной тяжбе вообще очень гротескная тема получилась, которая бы очень порадовала Кафку, потому что Харрисона обвинили в "subconscious plagiarism" (!!!!!!!!!!!), а на Soundfly есть статья с забавным названием "What Is 'Subconscious Plagiarism?' Just Ask George Harrison". По судам, кстати, Харрисона таскали с 1971 по 1998 годы, и нынче это считается кейсом самой длинной копирайт-тяжбы в США. Далее - выдержка из нашего разговора с Perplexity. 

МОЙ ВОПРОС: «I heard he was hugely fined for "My Sweet Lord" song. Huge courts, huge money losses. True or not?».

PERPLEXITY.AI - ANSWER:

Yes, the claims about George Harrison being heavily fined for copyright infringement over his song "My Sweet Lord" are largely accurate. Here are the key details:

In 1971, the publisher Bright Tunes sued Harrison, alleging that "My Sweet Lord" plagiarized their song "He's So Fine" by The Chiffons.

After a lengthy legal battle that lasted nearly a decade, Harrison was found guilty of "subconscious plagiarism" in 1976.

The court ordered Harrison to pay $1,599,987 in damages to Bright Tunes, which was the majority of the earnings from "My Sweet Lord."

This was a massive financial blow to Harrison, as he said he "never had any money from the song" due to it being tied up in the lawsuit.

The case dragged on until 1998, making it one of the longest copyright infringement cases in U.S. history.

Harrison's former manager Allen Klein, who had a contentious relationship with Harrison, ended up purchasing the rights to "He's So Fine" and prolonged the legal battle.

So in summary, yes, the claims about George Harrison facing huge fines and a protracted legal battle over the copyright of "My Sweet Lord" are accurate. It was a significant financial and personal setback for the former Beatle.

❈ ═══════❖═══════ ❈

Мне, кстати, Харрисона как-то совсем жалко стало, пока я читала факты из его биографии. Из всех Битлов он был каким-то безобидным и писал слащаво-веганскую музыку (которую невозможно слушать из-за мармеладно-сентиментального стиля и примитивности - особенно невозможно тем, кто вырос на сложном британском арт-роке типа группы "Camel" и оккультном прог-роке типа "Deep Purple"), а в итоге судьба у него сложилась в максимально думерском стиле: суды, ножевое ранение, рак. 

С такой биографией из него мог бы получиться хороший пост-панк или думер или эмо-корщик!

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 26-июнь-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

понедельник, 24 июня 2024 г.

Шри МахаЛакшми-Нарасимха и шлоки-капканы для демонов в "Шримад-Бхагаватам"

Часто можно услышать идею о том, что "Шри Бхагавата-Пурана" (также известная как "Шримад Бхагаватам") является Амала-Пураной [अमल - amala - безупречная], а потому каждая шлока в этой книге сразу же заслуживает 100% доверия. Однако же, статус ”Амала” не отменяет того факта, что "Шри Бхагавата-Пурана" содержит ловушки для демонов - в случае умело расставленных теологических шлок-капканов данная Саттвика-Пурана всё также остаётся в статусе ”Амала”, но безупречность эта теперь касается лишь искусства одурачивать демонов! 

Одна из таких шлок-капканов разбирается в комментариях Шри Мадхва-Сампрадаи к "1000 Именам Господа Шри Вишну" [”Sri Vishnusahasranama Bhasya Sangrahartha”, Sri T.S. Raghavendran, Том №3, стр. 35]:

साक्षात् श्रीः प्रेषिता देवैर्दृष्ट्वा तं महदद्भुतम् |

अदृष्टाश्रुतपूर्वत्वात् सा नोपेयाय शङ्किता ||७.९.२||

sākṣāt śrīḥ preṣitā devairdṛṣṭvā taṃ mahadadbhutam |

adṛṣṭāśrutapūrvatvāt sā nopeyāya śaṅkitā ||7.9.2||

Это шлока №7.9.2 из истории Шри Нарасимхи и Прахлады, а говорится в шлоке о том, что Богиня Шри МахаЛакшми якобы не могла приблизиться к разгневанному Шри Нарасимхе из-за того, что Шри МахаЛакшми-Деви якобы была напугана ранее невиданной Ею формой Господа Шри Нарасимхи. 

В действительности, невиданных Богиней Шри МахаЛакшми форм Господа Шри Вишну не существует, так как Шри МахаЛакшми-Деви занимает наивысший статус в таратамье и является самым совершенным бхактом Бхагавана Шри Вишну. Любые Бхакти-формы Бхагавана Шри Вишну (и формы Шри Нарасимхи, в частности) первой всегда видит только Богиня Шри МахаЛакшми! 

Здесь также очень важен факт того, что Богиня Шри МахаЛакшми и Господь Шри Нарасимха никогда не расстаются - на этот факт Шри Мадхва-Ачарья обращает наше внимание в "Шри Нарасимха-Накха-Стути": «श्रीमत् कण्ठीरवास्य प्रततसुनखरा - śrīmat kaṇṭhīravāsya pratatasunakharā - Господь Шри Нарасимха никогда не расстаётся с Богиней Шри, т.е. Богиней Шри МахаЛакшми».

Для понимания шлоки-капкана №7.9.2 также полезно знать следующее высказывание Шри Мадхва-Ачарьи: 

अदृष्टाश्रुत पूर्वत्वात् अन्यैः साधरण जनैः । 

नृसिंहं शङ्कितेव श्रीर्लोकमोहायनो ययौ ॥

adṛṣṭāśruta pūrvatvāt anyaiḥ sādharaṇa janaiḥ । 

nṛsiṃhaṃ śaṅkiteva śrīrlokamohāyano yayau ॥

Это высказывание означает, что заявления о невиданных формах касаются лишь обычных людей/обычных бхактов, но ни в коем случае не Богини Шри МахаЛакшми, которая является первым и самым главным бхактом Господа Шри Нарасимхи. Таким образом, шлока-капкан №7.9.2 в "Шримад-Бхагаватам" присутствует лишь для того, чтобы вести по ложному пути нечистые тамасика-души. 

Вот как звучит объяснение в книге Шри Мадхва-Сампрадаи: «In respect of Mahalakshmi's saying that She has not seen such Roopa earlier, relates to the case of ordinary people but not to Her Who is the first and foremost devotee of Lord Narasimha. This has been said in Bhagavatham to mislead the wicked souls». 

Как мы видим, кусачая природа Господа Шри Нарасимхи действует даже на книжном уровне - шлока-капкан приводит демонов к оскорблению Шри МахаЛакшми (т.е. самой любимой Маха-Шакти и самого любимого бхакта Бхагавана Шри Вишну) и их последующему падению в адские миры. Отмечу также, что оскорбления всегда работают лишь в 1 сторону - из многочисленных праманов мы прекрасно знаем о том, что Богине Шри Лакшми и Господу Шри Вишну от оскорблений ни жарко, ни холодно, ибо оскорбления эти подобны пищанию микробов, а вот на демонические души всегда падают самые тяжёлые последствия апарадх. 

И заодно отвечу на вопрос: «МахаЛакшми и Лакшми - это Имена-синонимы или нет?». В целом, да, Имена-синонимы, но Имя МахаЛакшми мы произносим, когда хотим подчеркнуть Божественное Величие Богини Шри Лакшми и то, что Шри Лакшми-Деви является Абхимани-Деватом всех Вед и Абхимани-Деватом Мула-Пракрити. Эту идею Шри Джаганнатха Даса (Ачарья движения Харидасов Шри Мадхва-Сампрадаи) объясняет в стихе №20.4 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары": 

«LaxmI dEvi is the mother for all and she is the abhimAni for mUla prakR^iti. ParamAtma takes LaxmI dEvi as the upAdAna kAraNa to perform sR^iShTi and other vyApAra-s independently. Therefore Laxmi dEvi is held in high esteem, hence she is called 'mahAlakumi' [в южно-индийских языках часто говорят „Лакуми” вместо „Лакшми”]. LaxmI dEvi is the abhimAni for apouruShEya vEda-s. She is praised via shrI sUkta in the shruti-s. All the purANa-s describe her mahA mahime» [цитата из электронного издания Шри Мадхва-Сампрадаи - https://sites.google.com/site/harshalarajesh/harikathamruthasara].

Завершу я этот пост скриншотом страницы из книги Шри Мадхва-Сампрадаи - объяснение как раз занимает ровно одну страницу:

Статья/примечания/OCR и вычитка санскрита:

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 24-июнь-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926