Synopsis in English: Some notes in Russian on "Shree Vedanta-Sutra" and famous "svena rupena" Adhikarana.
Прочитала сегодня свою любимую 4ую часть "Шри Веданта-Сутры" с глоссами ОМ ВишнуПад Рамануджа-Ачарьи в новом переводе (т.е. опубликованную сегодня "Шри Бхашью" - именно так в нашей Сампрадае называется наш вариант "Шри Веданта-Сутры").
Пока читала, дошла до своего любимого стиха про Svena rupena. Это Сутра 4.4.2 и дальше.
Если объяснить эту Сутру просто, то в ней задается следующий
вопрос: "Истинная форма дживы создается самой дживой во время Бхакти-Йоги или, наоборот, существует с самого начала порабощения дживы в материальном мире и просто проявляется на уровне Мокши?".
Ответ, который дают все Вайшнава-Ачарьи - "именно проявляется, потому что существует вечно, но в материальном мире просто скрыта Авидьей". В сущности, вся эта Сиддханта следует из Второй Главы "Шри Бхагавад-Гиты", в которой Кришна рассказывает, что джива вечна, неделима, сат-чит-ананда и т.д.
Обычно такое проявление объясняют примером с драгоценным камнем (джива), который Кришна отмывает от грязи (карма, упадхи и т.п.), позволяя дживе сиять в ее первозданной, незагрязненной красоте. Сияние всегда присутствует в бриллианте, но если бриллиант упадет в кофейную гущу, то он уже, естественно, не светит, его нужно отмывать.
На английском очень хорошо и понятно сказано: "manifest - not produced".
Кстати, истинную форму дживы часто путают с сиддха-дехой. Но сиддха-деха - это, скажем, так всегда промежуточный вариант, который бхакти-йогини создает во время своей Бхакти-Садханы, а не проявляет.
Истинная же форма дживы - это уже финальная стадия с уровня Мокши, полное, совершенное развитие сиддха-дехи (так как истинная форма дживы - это всегда девчонка, потому что...да, я часто даю ссылку на вот этот свой пост).
Но если говорить о сиддха-дехе - то это как раз идеальное воплощение в жизнь принципа tatkratu nyaya из "Шри Чхандогья-Упанишады" (писала о нем в посте Tatkratu nyaya from "Shree Chandogya-Upanishad" and The Sole Devotion to Krishna).
Вкратце напомню суть: tatkratu nyaya означает, что мысли бхакти-йогини определяют либо ее будущее рождение, либо Мокшу. Грубо говоря, если бхакти-йогини слишком раджасична и думает много о музыке и играх (я когда-то была такой), то ей придется еще раз переродиться в сансаре, так как не все негативные васаны в сознании уничтожены.
Если же бхакти-йогини, наоборот, постоянно думает о том как она станет служанкой Шримати Радхарани-Деви и Кришны, то она с легкостью получит Мокшу, так как ее же собственное сознание фактически перенесет ее на Голоку.
Из этого следует, что сознание всегда должно быть погружено в мысли о Кришне. В Шри Валлабха-Сампрадае на эту тему есть история, как ОМ ВишнуПад Валлабха-Ачарья очень сильно отругал своего сына, когда тот заигрался на ситаре до такой степени, что на мгновение перестал повторять Мантру Кришны. В общем, даже такое секундное мгновение забытья о Кришне фатально и опасно.
И напоследок вышеупомянутый пример с бриллиантом из "Шри Бхашьи":
Vishnudut1926, октябрь 2015, Москва