четверг, 7 февраля 2013 г.

Почему падают "преданные"? - Часть 02 - Адхикар, карма-канда и гьяна-канда

В своих комментариях к "Шри Бхакти-Расамрита-Синдху" Шри Шримад Джива Госвами и Шри Шримад Вишванатха Чакраварти Тхакур пишут о том, что у некоторых людей вообще нет адхикара для того, чтобы практиковать Бхакти-Йогу. 

Перед тем как обратиться к комментариям Ачарьев, рассмотрим 2 типичные ситуации, которые часто происходит с так называемыми “преданными”. 

Ситуация 1 - Хорошие гьяни и гьяни-демоны. 

Человек некоторое время "практикует" Вайшнавизм ("практикует", потому что, как правило, это повторение Харе-Кришна-Маха-Мантры, которое больше относится к очень простой подготовительной практике перед тем как человек получит вторую инициацию и действительно серьёзные Мантры), но потом вдруг либо проявляет интерес к Гьяна-Мишра-Бхакти (шанта-раса), либо вообще уходит в адвайту, сочинения Шанкары и буддизм. 

Итак, 2 варианта развития:

Вариант А - Гьяна-Мишра-Бхакти. Это позитивный вариант, потому что это шанта-раса, которую мы поддерживаем. Человек продолжает практиковать поклонение Верховному Господу Шри Вишну, но с сильным акцентом на гьяну, то есть уходит в Гьяна-Мишра-Бхакти. Мы подробнее остановимся на данном варианте в Четвёртой Части статьи, которая будет посвящена гьяни. 

Вариант Б - Шанкара, буддизм, нео-адвайта. Человек вообще оставляет поклонение Верховному Господу Шри Вишну и начинает практиковать якобы философию Шанкары (а на самом деле примитивно-упрощённую философию Шанкары в пересказе из русских научно-популярных книжек формата магазина “Путь к себе”), заявляя при этом, что всё вокруг иллюзия, что поклонение Шри Вишну иллюзорно и т.п.

Почему
“примитивно-упрощённую философию Шанкары”? Потому что мы сейчас говорим о западных людях, а западные люди не могут практиковать те достаточно сложные практики о которых говорит Шри Шанкарачарья (у Шанкары в практике очень много чисто ведических фишек, для которых западные люди просто неквалифицированны), а для изучения сочинений Шанкары требуется знание Санскрита и хотя бы базовое знание Упанишад на Санскрите. 

Забавно отметить, что зачастую подобные "адвайтины" даже не владеет английским языком, а следовательно не могут изучить даже простые переводы Упанишад и “Шри Веданта-Сутры” с комментариями Шанкары. 

Ситуация 2 - Очень глупые карми (кармачари, дхармачари, последователи варнашрама-дхармы). 

Человек некоторое время “практикует” Вайшнавизм, но уже на стадии практики интересуется лишь очень поверхностными вещами: аюрведой, астрологией, благотворительностью, Дхармой, ведическими ритуалами, моралью и прочей ересью. 

При этом данный человек проявляет большой интерес именно к тому как правильно жить, как правильно строить семью, как правильно пить молоко, как защищать коров, морали и благочестию, но очень боится таких идей “Шримад-Бхагаватам” как отречение, разрушение семьи, отказ от привязанностей и т.п. 

На языке Вед такой человек называется кармачари (тот, кто уделяет большое внимание правильной карме, заповедям и т.п.) или дхармачари (аналогично - заповеди, мораль и т.п.). 

В эту категорию также попадают те, кто считают, что важно следовать варнашрама-дхарме. Господь Шри Чайтанья Махапрабху очень негативно отзывался о варнашрама-дхарме и последователях варнашрамы, потому что сама концепция варнашрамы связана только с телесной концепцией жизни и рассчитана на совсем глупых джив. 

Шри Кришна таких людей, как правило, вообще не интересует или интересует лишь как Бог, который когда-то где-то очень давно и очень далеко выдумал смутные правила типа Дхармы и варнашрамы. Соответственно, такие люди вообще не поклоняются Верховному Господу Шри Кришне, а поклоняются своему благостному образу жизни, своей благостной семье,  саттва-гуне и своим аюрведическим клизмам со стаканом молока на ночь. 

Через некоторое время подобные люди уходят в Христианство, либо просто в обычную морально правильную дхармично-кармичную жизнь и благотворительность. 

Либо они продолжают практиковать довольно-таки унылую форму Вайдхи-Бхакти с уходом в ритуалы и выпрашиванием у Шри Кришны различных материальных благ (у таких людей, да и вообще у тех индусов, которые очень поверхностно следуют Вайшнавизму, как правило, много детей, которых им нужно содержать). 

Зачастую, кстати, такие люди могут совмещать практику того, что они считают Вайдхи-Бхакти с поклонением полубогам. 

В общем, они практикуют типичное поклонение Шри Вишну частично в тамасе, частично в раджасе (смотрите Главу 29 Третьей Песни "Шримад-Бхагаватам"), с очень сильной примесью Дхармы. Такому поклонению посвящена “Агни-Пурана”, которая относится к Тамасика-Канону. 

Вопрос: “Вайшнава-Ачарьи так много говорят о могуществе Бхакти и, казалось бы, человек, принявший даже начальную практику поклонения Верховному Господу Шри Вишну, должен прогрессировать. Почему люди уходят?”.

Ответ: “Потому что почти никто из них на самом деле не практикует Бхакти-Йогу. 

Гьяни хотят получить обычную мокшу и освободиться от страданий, а дхармачари хотят просто уютно устроиться в этом мире, построить благостную семью и т.п. (не случайно, кстати, для них сейчас в массовом количестве выпускаются унылые книги из серии “Счастливые семейные отношения” и т.п.)

Вопрос: “Разве Господь Шри Чайтанья Махапрабху не говорил о том, что Бхакти - это путь для всех?”. 

Ответ: “Нет, Шри Чайтанья Махапрабху никогда не говорил подобных вещей. Более того, Господь Шри Чайтанья Махапрабху подчеркивал, что путь Бхакти является очень редким. 

Обратимся к диалогу Господа Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Шримад Рупы Госвами из “Шри Чайтанья-Чаритамриты”. 


“Шри Чайтанья-Чаритамрита”, Мадхья-Лила, 19.145: Господь Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "По сравнению с другими существами люди действительно малочисленны. К людям также относятся млеччхи, которые вообще не следуют Ведам; пулинды, то есть варвары; бауддхи, то есть буддисты и прочие последователи философии пустоты и шабары, то есть люди, погруженные в тамас и Авидью". (примечание переводчика - слово "zabara" многозначно и означает: 1. Варваров 2. Буддистов 3. Людей, погруженных в тамас и авидью). 


“Шри Чайтанья-Чаритамрита”, Мадхья-Лила, 19.146: "Есть также люди, которые верят в Веды и называют себя последователями Вед, но они лишь лепечут о том, что следуют Ведам, а на самом деле совершают бесчисленное количество грехов. Такие люди вообще не понимают, что такое настоящая Ведическая Дхарма". 


“Шри Чайтанья-Чаритамрита”, Мадхья-Лила, 19.147: "Некоторые люди действительно являются Дхармачари, то есть они действительно следуют Ведической Дхарме, но они всего лишь привязаны к Карма-Канде. Среди миллионов таких глупых карма-канди находится лишь один Гьяни, который действительно мудр". 


“Шри Чайтанья-Чаритамрита”, Мадхья-Лила, 19.148: "Из миллиона таких Гьяни лишь один сможет действительно стать мукта-дживой (освобождённым), и среди миллиона таких мукта-джив всего лишь единицы будут освобождёнными Кришна-Бхактами".

Теперь обратимся к “Шри Бхакти-Расамрита-Синдху” и комментариям Шри Шримад Дживы Госвами и комментариям Шри Шримад Вишванатхи Чакраварти Тхакура. 

В данном случае нам нужно обратить очень пристальное внимание на комментарий Шри Шримад Вишванатхи Чакраварти Тхакура к стиху 1.2.15. 

В данном комментарии Шри Шримад Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о том, что у некоторых людей может быть квалификация только лишь для гьяны и кармы, но не для практики Бхакти-Йоги. 


“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.2.15: “"Если в человеке, который не слишком отречён, и который не слишком привязан, вдруг рождается вера в повествования обо Мне, то такой человек достигнет совершенства на пути Бхакти-Йоги” (стих 11.20.8 “Шримад-Бхагаватам”).

Комментарий Шри Шримад Вишванатха Чакраварти Тхакура: “Следующие стихи служат подтверждением тому, что для практики Бхакти-Йоги квалифицирован только тот человек, который обладает верой в Верховного Господа Шри Кришну и повествования о Нём (mat kathadau jata-shraddhah). 

“śraddhāmṛta-kathāyāḿ me” - “Неразрушимая вера в рассказы обо Мне” (“Шримад-Бхагаватам”, 11.19.20)

“śraddhālur mat-kathāḥ śṛṇvan” - “Тот, кто наделён верой в рассказы обо Мне” (“Шримад-Бхагаватам”, 11.11.23)

Теперь обратимся к стиху 11.20.8, который был процитирован в стихе 1.2.15 “Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”. 

Natisaktah означает “лишенный чрезмерной привязанности к телу, дому и семье”. 

Na nirvinna (“не отрешенный”) означает то, что если человек показывает полное отвращение к всему тому, что связано с чувствами, то он квалифицирован для Гьяны, но не для Бхакти. 
Если же человек слишком привязан к материальному миру, то он квалифицирован для Кармы. 
Если у человека нет сильных привязанностей, то он квалифицирован для Бхакти. 

Таким образом, мы указали на три типа квалификации, которые зависят от трёх типов привязанностей. 

Если человек практикует нишкама-карма-йогу, то он сможет постепенно очистить сердце и выработать отвращение к материальному миру. 

Причина чрезмерных привязанностей - это влияние безначальной Авидьи. 

Единственная причина исчезновения чрезмерных привязанностей - это неожиданная встреча с маха-бхаватами (возвышенными преданными) Верховного Господа Шри Вишну. 

Следует всегда помнить о двух вышеуказанных причинах. 

Тем не менее, существуют также случаи квалификации, которые не вписываются в вышеуказанные схемы. 

Например, благодаря случайной встрече с преданными, даже чрезмерно привязанный к материальному миру человек (indriyavan) может стать квалифицированным для Бхакти”. 

Или, как говорится в “Шримад-Бхагаватам”, 11.2.2: “Тот, кто наделён материальными чувствами, также окружен смертью со всех сторон. Разве человек в таком положении не станет поклоняться Лотосным Стопам Верховного Господа Шри Мукунды? Ведь Лотосным Стопам Господа Шри Мукунды Даже поклоняются самые лучшие из освобожденных джив”. 

Теперь обратимся к комментариям Шри Шримад Дживы Госвами. 

Шри Шримад Джива Госвами, отрывок из комментария к стиху 1.2.65 “Шри Бхакти-Расамрита-Синдху: “Те, кто квалифицирован для гьяны и кармы, полностью лишены веры в путь Бхакти-Йоги. Такие люди действительно могут начать практиковать Чистое Бхакти благодаря встрече с преданными, но они очень быстро начинают демонстрировать неуважение. В результате они вообще ничего не достигают”. 

Итак, как раз на словах о неуважении мы остановимся, потому что оскорбления будут темой Третьей Части.