Итак, сегодня разбираем знаменитые стихи про неподчинение Вайшнавским Писаниям из “Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”.
Нижеприведенные стихи являются одними из самых важных в “Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, потому что люди зачастую вообще неправильно понимают термин “Рагануга-Бхакти” и общую концепцию того, что Рагануга-Бхакти не подчиняется правилам и предписаниям.
На самом деле, Рагануга-Бхакти именно правилам и предписаниям подчиняется, а когда Вайшнава-Ачарьи говорят, что не подчиняется, они всего лишь имеют в виду, что нужно отбросить именно те предписания Писаний, которые будут вредить Бхакти: карму, гьяну, варнашраму, жертвоприношения предкам, поклонение полубогам и т.п.
Поэтому правильное утверждение звучит вот так: Рагануга-Бхакти не подчиняется правилам и предписаниям карма-канды, гьяна-канды, варнашрамы и
т.п., но при этом полностью подчиняется правилам Вайшнавских Писаний.
т.п., но при этом полностью подчиняется правилам Вайшнавских Писаний.
В общем, речь идёт о том, чтобы просто отбросить то, что мешает Бхакти, а не о том, что якобы можно пить чай, курить, есть шоколад и при этом практиковать Бхакти, потому что Бхакти якобы не подчиняется правилам.
“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.2.101
Также в “Шри Брахма-Ямале” приводится следующее доказательство:
“Иногда может показаться, что человек обрёл стабильность в практике чистого Бхакти, но в том случае если человек практикует Бхакти и при этом из-за отсутствия веры в Веды не следует правилам Шрути, Смрити, Пуран и Панчаратры, то такое Бхакти принесёт лишь одни беды”.
Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами.
“Данный стих демонстрирует то, что игнорирование тех правил, которые обозначены в Ведах, является недостатком. Под Шрути и другими Писаниями понимаются именно Писания, принадлежащие к Вайшнавскому Канону, потому что каждый должен принимать только те вещи, для которых он квалифицирован. Именно так следует понимать предложение sve sve ‘dhikara из стиха 11.21.2 “Шримад-Бхагаватам”, который был процитирован выше.
“Бхакти без следования правилам Писаний (vidhim vina) означает “Бхакти, при котором человек игнорует правила Писаний из-за того, что у него нет веры в Писания”. Сюда не стоит включать игнорирование из-за усталости (истощения) или неумышленное игнорирование из-за незнания правил.
Именно таков смысл стиха 11.2.35 “Шримад Бхагаватам”: “О Царь, тот, кто принимает процесс преданного служения, никогда не будет сбит с толку в этом мире. На этом пути даже если бежать с закрытыми глазами он никогда не споткнется и не упадет.”
Слово “Айкантики” в данном стихе означает “даже после обретения стабильности”. Таким образом, даже если кто-то обрёл стабильность в Бхакти, но при этом не следует Ведам из-за отсутствия веры в Веды, то такая практика принесёт лишь несчастья".
“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.2.102:
“Подобный тип Бхакти может кому-то показаться чистым, но на самом деле это будет заблуждением. Человек, который игнорирует правила (не подчиняется правилам) Вайшнавских Писаний, на самом деле практикует не чистое Бхакти и не Аайкантики-Бхакти”.
Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами.
"Как вообще может появиться Чистое Айкантики-Бхакти у человека, который игнорирует правила Писаний? С другой стороны, если это Чистое Бхакти, то как оно может породить несчастья и беды? Данный стих отвечает на эти вопросы.
Кому-то может показаться, что преданность Будды, Дататтрейи и других гуру, которые отвергают Веды, относится к Айкантики-Бхакти, но это будет заблуждением по той простой причине, что данные гуру полностью отвергают как авторитет Вед, так и авторитет тех Писаний, которые являются приложениями к Ведам.
Такая “преданность” не приносит никаких результатов, так как в “Шри Веданта-Сутре” (стих 1.1.3) говорится: “shastra yonitvat - Брахман можно познать только с помощью Вед”.
Может ли человек, который отвергает авторитет Вед, практиковать Чистое Бхакти? Нет, Чистое Бхакти не может практиковать тот, кто отрицает Веды, которые передаются с безначальных времён по Парампаре и которые содержат в себе указания Самого Верховного Господа Шри Кришны, Который Сам является Источником Будды и остальных Аватар.
Именно так следует понимать данные стихи.
Более того, именно из Вед мы можем узнать что Будда и другие гуру являются Аватарами Верховного Господа Шри Кришны, а также то, что Будда специально проповедовал атеистическую философию для того, чтобы одурачить демонов. Всё это обсуждается в разделе Триюга “Шри Вишну-Дхармы”.
Также следует обязательно помнить о том, что Будда является всего лишь Авеша-Аватарой. Таким образом, для нас учение Будды не является авторитетным”.
“Шри Бхакти-Расамрита-Синдху”, 1.2.104:
“Отказ (или отречение, в стихе на Санскрите используется слово “тьяга”) от удовольствий ради того, чтобы доставить удовольствие Шри Кришне :
“Человека, который оставляет объекты наслаждения ради того, чтобы доставить удовольствие Верховновному Господу Шри Вишну, ожидает вечное счастье на Шри Вишну-Локе”. (Стих из “Шри Падма-Пураны”).
Комментарий Шри Шримад Дживы Госвами.
В данном стихе слово “тата” употреблено в притяжательном падеже, но его следует понимать как слово “твам”, которое является аккузативом. Поэтому, у этого предложения следующий смысл: “Того, кто оставил наслаждения ради того, чтобы доставить удовольствие Верховному Господу Шри Вишну, ожидает вечное счастье на Шри Вишну-Локе”.