Продолжение серии, посвященной "252 Вайшнава-Вартам" Шри Валлабха-Сампрадаи: предыдущий пост с историей о сломанных руках бхакты из Агры можно найти здесь, а рубрикатор всех постов серии находится на blogspot и wordpress.
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
Дамодар Джха относится к саттвика-бхактам. На Голоке он является Индупрабхой-Гопи.
В этом мире он был рождён в городе Бара-Нагар - в семье брахманов-шиваитов. Он начал получать религиозное образование с 8 лет и со временем стал пандитом [पण्डित - paṇḍita - образованный брахман, знающий классический санскрит и ритуалы Вед].
Его родители умерли, когда ему было 22 года - с тех пор он жил в одиночестве. В Бара-Нагаре в то время было гораздо больше поклоняющихся Шиве, чем бхактов Господа Шри Кришны.
Тех немногих бхактов Господа Шри Кришны, которые жили в городе, Дамодар Джха постоянно высмеивал. Он называл бхактов "людишками с тилаками", а при встрече с ними произносил фразу: "Ваш путь не основан на Ведах".
Однажды бхакты из Бара-Нагара встретились с Шри Гусайнджи в Гокуле и сказали: "У нас в городе есть брахман Дамодар Джха. Он мнит себя великим пандитом и постоянно нас задирает. Он говорит, что наша религия не является Ведической".
Через несколько дней Шри Гусайнджи возвращался из Двараки и специально остановился в Бара-Нагаре.
"Где тот глупый пандит, который заявляет о том, что Пушти-Марг не является Ведическим? Пушти-Марг был основан Шри Валлабха-Ачарьей и не имеет себе равных. Покажите мне этого пандита!" - сказал Шри Гусайнджи бхактам.
КОММЕНТАРИЙ ШРИ ХАРИРАЙЯДЖИ.
Шри Харирайяджи (1590-1715) - один из ключевых Ачарьев Шри Валлабха-Сампрадаи, он составил комментарии к "252 Вайшнава-Вартам". Вот как звучит его объяснение к прозвучавшим словам Шри Гусайнджи:
"Ведические религии всегда основаны на трёх источниках: Веды (Упанишады), 'Брахма-Сутра' и 'Бхагавад-Гита'.
Шри Валлабха-Ачарья не только основал Пушти-Марг на этих 3 общепризнанных источниках, но также добавил к ним четвёртую основу - 'Шримад-Бхагаватам', превратив тем самым наш Ведический Бхакти-Марг в самый возвышенный".
Прим. переводчика. Говоря о 3 источниках, Шри Харирайяджи имеет в виду концепцию "Прастханатрайи", которая означает строгое следование трём Ведическим авторитетам, а именно:
1) Веды (и особенно уровень главных Упанишад - "Катха-Упанишада", "Шветашватара-Упанишада", "Чхандогья-Упанишада" и т.д.);
2) "Брахма-Сутра" (также известная как "Веданта-Сутра) и
3) "Бхагавад-Гита".
Столпами Прастханатрайи в Индуизме считаются: Шри Рамануджа-Ачарья, Шри Мадхва-Ачарья и нелюбимый всеми нами маявади Шанкарачарья.
Из всех 4 Вайшнава-Сампрадай (Рамануджа, Мадхва, Нимбарка, Валлабха) самый строгий стиль следования Прастханатрайе - у Шри Мадхва-Ачарьи, так как он составил комментарии к Гите, Брахма-Сутре и главным Упанишадам.
Шри Рамануджа-Ачарья составил комментарии только к Гите и Брахма-Сутре, а комментарии к Упанишадам впоследствии составил Шри Ранга-Рамануджа-Ачарья. Если вы читали Гиту и Брахма-Сутру с комментариями Шри Рамануджа-Ачарьи, то наверняка заметили, что Шри Рамануджа-Ачарья цитирует очень много отрывков из Упанишад и тут же их объясняет - в свете этого Шри Рамануджа-Ачарья не стал составлять отдельные комментарии к Упанишадам.
Шри Валлабха-Ачарья также пропустил уровень Упанишад, написав: "Таттва-Дипа-Нибандху" (комментарий к Гите), "Анубхашью" (комментарий к Брахма-Сутре) и "Субодхини" (комментарий к "Шримад-Бхагаватам").
На Wikipedia есть хорошие статьи, посвящённые Прастханатрайе в контексте Вайшнавизма: детальная статья на английской Wiki и лаконичная статья в русской Вики. [окончание прим. переводчика]
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ.
Бхакты отвели Шри Гусайнджи к заносчивому пандиту и Шри Гусайнджи настоял на проведении дебатов не только с Дамодаром Джха, но также со всеми городскими пандитами, которые так или иначе подвергали сомнению Ведическое происхождение Пушти-Марга. В ходе этих дебатов Шри Гусайнджи разгромил все ложные аргументы брахманов-шиваитов.
На следующий день Дамодар Джха неожиданно появился перед Шри Гусайнджи и стал молить об инициации в поклонение Господу Шри Кришне! Шри Гусайнджи посвятил раскаявшегося пандита в Шри Кришна-Мантру.
Другие брахманы-шиваиты при этом кукарекали: "Дамодар Джха, что же ты наделал? Ты был нашим лидером и мы доверяли тебе, а теперь ты принял инициацию у Кришна-гуру".
Дамодар Джха ответил им следующим образом: "Перед встречей с Шри Гусайнджи я вообще ничего не понимал в религии. Я рылся в священных писаниях, словно в шелухе от риса, не находя при этом настоящий рис. А теперь я обрёл всё самое настоящее, честное и искреннее. И теперь я знаю истинный Ведический путь!".
Услышав эти слова, брахманы-шиваиты понурили головы и трусливо разошлись, а Дамодар Джха остался с Шри Гусайнджи на всю жизнь и впоследствии стал выдающимся вайшнава-пандитом!
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
ССЫЛКИ НА СКАНЫ: Данная серия постов основана на 3-томном английском издании Шьям Даса - "252 Vaishnavas" by Shri Gokulnathji with Shri Harirayji's commentary, Shyamdas/Tulsidasi, Pratham Peeth Publication, 2002-2006, сканы можно скачать в моих облачных дисках: dropbox, googledrive, teknik, files-fm (рассказанная выше история о Дамодаре Джха содержится в Томе 2, со стр. 162).