Продолжение серии, посвященной "252 Вайшнава-Вартам" Шри Валлабха-Сампрадаи: предыдущий пост с историей о вундеркинде Тансене можно найти здесь, а рубрикатор всех постов серии находится на blogspot и wordpress.
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
В оригинале нижеследующая история называется "A bhakta from Mahavan", т.е. "Бхакта из Махавана". Махаван - это огромный лес примерно в 10 километрах к востоку от Матхуры. Для того, чтобы более благозвучно передать историю на русский язык я - вместо длинного имени "Бхакта из Махавана" - использую ёмкое словосочетание "Махаван-бхакта".
Данная история чрезвычайно важна в общем каноне "252 Вайшнава-Варт", так как учит никогда не забывать о Шри Кришна-Мантре.
Перед началом истории поделюсь личным опытом. У меня ум натренирован таким образом, что я всегда повторяю либо Шри Нараяна-Мантру, либо Шри Кришна-Мантру, т.е. я ни секунды своей жизни не провожу без Вишну-Мантр.
Речь в нижеследующей истории идёт именно о таком повторении, потому что, к примеру, практика повторения Мантр на чётках, которую часто дают начинающим - это слишком примитивный уровень. Ежу понятно, что, как только человек откладывает в сторону чётки, он/она тут же забывает о Мантре, но это не уровень Вайшнавизма.
В Вайшнавизме памятование о Господе Шри Вишну/Господе Шри Кришне должно быть непрерывным, как дыхание, а ум должен быть натренирован на одновременную обработку сразу нескольких потоков - например, готовка еды или слушание музыки и одновременное повторение Шри Вишну-Мантры в уме.
Ещё один пример - если я, например, просыпаюсь ночью или утром, то мой ум сразу же начинает повторять либо Шри Нараяна-Мантру, либо Шри Кришна-Мантру. В общем, повторение Вишну-Мантр должно быть практически военным - как у солдата, который постоянно находится настороже и никогда не теряет фокус. Далее по тексту Шри Гусайнджи и Шри Харирайяджи прекрасно объясняют эту идею.
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
01. Махаван-бхакта: клерк-вайшья и тяга к знаниям о Шри Кришне.
Махаван-бхакта относится к тамаса-бхактам. В Кришна-Лиле, на Голоке, он известен как Дурга-Гопи.
В этом мире он был рождён в семье вайшьей-клерков. Махаван-бхакта встретил Шри Гусайнджи в Матхуре и сразу же стал его учеником. Несколько дней Махаван-бхакта не отходил от Шри Гусайнджи, жадно впитывая знания о Шри Кришна-Бхакти.
Заметив образованность Махаван-бхакта и его тягу к знаниям, Шри Гусайнджи изящно нарисовал Кришна-Мантру на листе бумаги и подарил этот лист Махаван-бхакту - во время Кришна-севы Махаван-бхакта поклонялся не Божествам, а именно Кришна-Мантре с листа.
Кроме того, Махаван-бхакта каждый день кормил прасадом вайшнавов и никогда не забывал об Именах Господа Шри Хари.
02. Проблема змеи-мстительницы.
Однажды, очень жарким летом, никто из вайшнавов не смог прийти в дом Махаван-бхакта для получения прасада, поэтому Махаван-бхакта решил лично навестить вайшнавов, невзирая на беспощадные лучи Солнца.
В тени, под одним из деревьев, Махаван-бхакта наткнулся на змея и убил рептилию. У этого змея была жена-змея, которая с этого же дня стала вести охоту на Махаван-бхакта ради мести.
Огромная проблема для змеи заключалась в том, что Махаван-бхакта постоянно повторял Кришна-Мантру и - в силу того, что Кришна-Мантра всегда надёжно защищает повторяющего от всех невзгод - змея не могла даже близко подползти к бхакту для того, чтобы нанести фатальный укус.
Однажды Махаван-бхакта заговорил с обычными мирянами, которые обсуждали городские слухи. В этот момент Махаван-бхакта перестал повторять Кришна-Мантру, чем тут же воспользовалась змея-мстительница, насмерть укусившая Махаван-бхакта.
03. Шри Гусайнджи объясняет неумолимость кармы.
Новость о гибели Махаван-бхакта тут же разлетелась по всей округе. Вечером к Шри Гусайнджи пришла группа бхактов и один бхакта сказал: "Я до сих пор не могу поверить в то, что такой идеальный вайшнав погиб столь странным образом - Махаван-бхакта постоянно повторял Кришна-Мантру, кормил всех нас прасадом, вёл святой образ жизни. Шри Гусайнджи, как объяснить его гибель с точки зрения Шри Кришна-Бхакти?".
Шри Гусайнджи ответил: "Ничего эзотерического здесь нет - это обычная карма. Змея была врагом Махаван-бхакта ещё с прошлой жизни. Как только Махаван-бхакта увлёкся разговором о мирских слухах и забыл Кришна-Мантру, карма в виде змеи сразу же настигла его".
Комментарий Шри Харирайяджи:
"Данная история учит нас тому, что:
А) Бхакта Шри Кришны никогда не должен прибегать к насилию;
Б) Важно избегать слухов и мирского/дурного общения;
В) Карма не может затронуть тех, кто постоянно повторяет Мантру Господа Шри Кришны".
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
ССЫЛКИ НА СКАНЫ: Данная серия постов основана на 3-томном английском издании Шьям Даса - "252 Vaishnavas" by Shri Gokulnathji with Shri Harirayji's commentary, Shyamdas/Tulsidasi, Pratham Peeth Publication, 2002-2006, сканы можно скачать в моих облачных дисках: dropbox, googledrive, teknik, files-fm (рассказанная выше история о Махаван-бхакте содержится в Томе 1, со стр. 191).