В книге "Врата-Панчака" Шри Нимбарка-Сампрадаи [со стр. 32 - https://archive.org/details/vJRO_vrata-pancaka-nimbark] прекрасно изложены объяснения Шри Нимбарка-Ачарьи о панча-самскаре в контексте Ведических ативахика-деватов и Хранителей ворот Шри Голоки, т.е. в контексте посмертного путешествия дживы от материальных миров до Шри Голоки.
Для начала напомню концепцию ативахика-деватов, так как эту концепцию из "Шри Веданта-Сутры" и Упанишад редко объясняют, и многие её не помнят. Ативахика-деваты - это деваты-проводники, специально назначенные Бхагаваном Шри Нараяной для того, чтобы вести дживу в посмертном путешествии из материальных миров на Шри Вайкунтху. Именно с помощью ативахика-деватов джива в итоге достигает реки под названием "Вираджа" - данная река является границей между Пракрити и Шри Вайкунтхой.
Шри Веданта Десика объясняет концепцию ативахика-деватов в Сутре №22 "Шри Рахасья-Трайя-Сары". Кроме того, объяснения ативахика-концепции можно найти в замечательной книге "Jiva's Profundity in Vishishtadvaita" by Dr. R.Parthasarathy, 2018.
Шри Нимбарка-Сампрадая следует точно такой же концепции ативахика-деватов, но у Шри Нимбарка-вайшнавов, как обычно, идёт общая поправка на поклонение Шри Радхике-Кришне и Шри Голоку - ниже мы как раз рассмотрим объяснения Шри Нимбарка-Ачарьи, но сначала напомню состав панча-самскары, т.е. 5 сампрадаика-самскар с точки зрения именно Шри Нимбарка-Сампрадаи:
1. Тилака (также известная как Урдхва-Пундра);
2. Шанкха-Чакра-дхарана (украшение тела символами Бхагавана Шри Вишну, а именно - Шри Шанкхой и Шри Сударшана-Чакрой);
3. Туласи-кантхи-дхарана (ношение Туласи-кантхималы на шее);
4. Бхагават-самбандхи-намакарана (наречение духовным именем и установление самбандхи с Шри Радхикой-Кришной) и
5. Бхагават-сева-пуджана-нама-яджна (садхана со служением Шри Радхе-Кришне, проведением соответствующих пудж/яджн и повторением Божественных Имён/Мантр).
И теперь можно обратиться к объяснениям Шри Нимбарка-Ачарьи - перевожу с санскрита/хинди на русский: "Это касается всех вайшнавов! На Голока-Вриндаван, Сакету (Сакета - одно из названий Айодхьи) и планеты Шри Вайкунтхи невозможно попасть без панча-самскары, потому что в панча-самскаре заключается вся суть Пара-Бхакти (Наивысшего Бхакти), посвящённого Господу Шри Хари.
Панча-самскару можно сравнить с удостоверением личности, по которому бхакта могут опознать не только Хранители ворот Шри Голоки и других Обителей Господа Шри Вишну, но также ативахика-деваты, ведущие бхакта по пути избавления от сукшма-шариры (тонкого тела).
Такова природа Садхья-Бхакти и садханы. Без Гуру-шаранагати, без Гурудева-нишкама-сева-пуджи (т.е. без неэгоистичного служения Гуру) и без панча-самскары не существует вайшнава-дикши. Именно по милости Гуру мы получаем вайшнава-дикшу с панча-самскарой, т.е. получаем удостоверение личности, которое позволит нам ступить на духовные земли Шри Голоки-Вриндавана и других Дхам Господа Шри Вишну. Всё взаимосвязано!
Тилака и Шанкха-Чакра-дхарана относятся к категории 'Дивья-Саттва-Гуна-Майи' ('Божественная Саттва-Гуна'), поэтому ни в коем случае нельзя исключать их из садханы - без них вайшнав не сможет обрести ни Голоку, ни ниджа-сварупу (ниджа-сварупа - сокровенная духовная форма, позволяющая служить Шри Радхике-Кришне на Голоке)".
В качестве подтверждения слов Шри Нимбарка-Ачарьи, в вышеупомянутой книге "Врата-Панчака", в сегменте, посвящённом Тилакам отдельно, приводятся праманы из Вед.
Цитирую/перевожу Ведические праманы: "В Хираньякеши-Шакхе Яджур-Веды и Яджнавалкья-Упанишаде Атхарва-Веды говорится: 'हरेः पादाकृतिमात्मनो हिताय मध्यच्छिद्रमूर्ध्वपुण्ड्रं यो धारयति स परस्य प्रियो भवति स पुण्यवान्भवति स मुक्तिभाग्वति । - hareḥ pādākṛtimātmano hitāya madhyacchidramūrdhvapuṇḍraṃ yo dhārayati sa parasya priyo bhavati sa puṇyavānbhavati sa muktibhāgvati ।', т.е. для общего благополучия атмы/дживы и обретения Высшей Обители Господа Шри Хари очень важно носить Тилаку/Урдхва-Пундру с точкой посередине (т.е. с точкой под названием 'Шьяма-Шри', смотрите отдельный пост, посвящённый Шьяма-Шри-Бинду - http://vishnudut1926.blogspot.com/2023/05/radhika-shyama-shree-bindu.html)'".
И, сразу после Ведических праманов, в книге приводится дополнительный праман из "Шри Падма-Пураны", также посвящённый Ведам:
ऊर्ध्वपुण्ड्रविहिनस्तु पुण्यं किञ्चित् करोति यः।
इष्टापूर्तादिकं सर्वं निष्फलं स्यान्न संशयः।। (पद्मपुराण)
ūrdhvapuṇḍravihinastu puṇyaṃ kiñcit karoti yaḥ।
iṣṭāpūrtādikaṃ sarvaṃ niṣphalaṃ syānna saṃśayaḥ।। (padmapurāṇa)
Перевод: "Любые Ведические ритуалы (например, Агнихотра) и любое изучение Вед теряют смысл и не приносят результатов без Урдхва-Пундры. Пунья-карму невозможно обрести без ношения Тилаки".
P.S. Рассмотренные объяснения звучат несколько бескомпромиссно, но это реальность для большинства джив. Тем не менее, всегда есть альтернативные варианты - например, в истории о Шри Радха-Джанмаштами из "Шри Падма-Пураны" вишнудуты забрали жадную грешницу Лилавати на Голоку лишь из-за простого соблюдения праздника Шри Радхики.
Смотрите отдельный пост, посвящённый этой истории: "Шри Радха-Джанмаштами в Вайшнава-Пуранах - врата, дарующая плоды следования миллионам Экадаши" - 1) https://vishnudut.wordpress.com/2021/09/13/radha-janmashtami/ или 2) http://vishnudut1926.blogspot.com/2021/09/radha-janmashtami.html
Статья/перевод: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 11-июнь-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах
Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):
SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926
▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/
▲WP https://vishnudut.wordpress.com/
▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus