Я время от времени, в книгах Шри Мадхва-Сампрадаи, встречаю упоминания анируддха-дехи.
Например, сегодня, в комментарии к стиху 3.19 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса [ссылка на электронное издание], я встретила следующее объяснение: "Similary for the anAdi jIva, ParamAtma provides the liMga dEha, aniruddhasharIra, and sthUla dEha and fetters them with His mAya and keeps them in this world".
То есть, у дживы 3 тела: линга-деха, анируддха-шарира и стхула-деха. Эти 3 тела относятся к пракритика, т.е. материальным. Главная же деха - это деха №4, известная как "сварупа-деха" дживы, эта деха является апракритика (нематериальной, духовной), т.е. это духовное тело дживы! Кстати, слова "деха" и "шарира" синонимичны, т.е. можно говорить как "анируддха-шарира", так и "анируддха-деха".
Кроме того, в Шри Мадхва-Сампрадае оперируют понятием "ятана-деха", то есть это уже 5-ая деха - о ятана-дехе я вкратце расскажу дальше.
Существует отдельный "Q&A" на общую тему "Джива" от семьи Тадипатри из Шри Мадхва-Сампрадаи - https://sites.google.com/site/madhwaprameyaqa/home/kesavarao. Там как раз освещаются многие заковыристые вопросы по Шри Мадхва-Сиддханте.
Вот как звучит суммирование дех из этого "Q&A": "A jIva, in samsara, is encapsuled in [shhoDasha kaLa] liN^ga deha just like the grain covered by the husk [HKS 9.13]. This is covered by another layer called aniruddha deha. The outer most layer is the visible sthUla deha. sthUla deha is needed to do sAdhana and is thus called sAdhana sharIra".
И расскажу о ятана-дехе. Упрощённо говоря, это деха для переживания различных посмертных состояний. Ятана-деха упоминается в "Шри Бхагавата-Пуране", 3.30.20: यातना देह आवृत्य पाशैर् बद्ध्वा - yātanā deha āvṛtya pāśair baddhvā.
В "Q&A" семьи Тадипатри ятана-деха также упоминается - цитирую: "When one goes to svarga or naraka, a special body, known as 'yAtanA sharIra' is given to the Jeeva and it undergoes all the experiences, happy or sad with that body. The Lord gives the abhimAna to the Jeeva towards that body. It is all as per what the Lord gives".
Ятана-деха (деха №5) всегда упоминается факультативно, но 4 дехи - это основа основ. Шри Джаганнатха Даса суммирует все 4 дехи в самом начале стиха 7.3 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары":
jIva liMgAniruddha sthUla kaLEvaragaLali
Вот как выглядит построчное объяснение данного суммирования из вышеупомянутого электронного издания Шри Мадхва-Сампрадаи:
"jIva = svarUpa dEha of the jIva
liMga = anAdi liMga sharIra of the jIva
aniruddha = aniruddha dEha of the jIva
sthUla kaLEvaragaLali = in the sthUla dEha and all these four dEha-s".
И мы до сих пор не обращались к точному определению анируддха-дехи - его я приберегла для финала данного поста. В этом же электронном издании определение анируддха-дехи можно найти в комментарии к стиху 7.5, вместе с другими дехами:
"There are four types of sharIra-s:
1) svarUpa dEha - having a special feature of being anAdinitya;
2) liMga dEha - lies over the svarUpa dEha. liMga dEha is attached to triguNa-s and has ShODashakaLa-s and is bound by saMsAra (cycle of birth & death) and the anAdi kaRma-s are all here;
3) aniruddha dEha - lies over the liMga dEha. aniruddha dEha holds the puNya, pApa & mishra kaRma-s by the saMskAra of the jIva in the cycle of birth and death;
4) sthUla dEha - made up of 24 tatva-s is the sAdhana sharIra, through which all the vyApAra-s are done and seen".
И далее по тексту электронного издания можно найти важные уточнения. Вот, например, цитата из комментария к стиху 9.14:
"The anAdi liMga sharIra is covered by aniruddha dEha. The aniruddha dEha contains all 'aMsha-s' of the yOni-s i.e. the species that the jIva would be born according to the anAdi kaRma paraMpara.
The liMga sharIra is the kaRma sharIra whereas the aniruddha sharIra is the kAraNa sharIra.
liMga sharIra (in avyakta sthAna) results from differences in the triguNa-s, aniruddha sharIra results from liMgOpAdAna on svarUpa sharIra by ParamAtma".