На форуме kinchit.org (один из форумов Шри Рамануджа-Сампрадаи) на этой неделе прозвучал блестящий ответ, посвящённый отсутствию узколобости в Вайшнавизме, ссылка на весь тред - https://www.kinchit.org/dharma-sandeha/thread/perumal-jewellery/.
Суть вопроса была следующей: "Всегда ли нужно украшать домашнее Шри Вишну-Мурти дорогими драгоценностями? Как быть с опасениями по поводу воровства дорогих украшений?".
Ответ был вот такой - далее я перевожу ответ не слово в слово, а в адаптированном под русский язык варианте.
Не все видят Бхагавана Шри Нараяну одинаково, так как у каждого вайшнава/вайшнави есть свои собственные предпочтения. Некоторые предпочитают величественные/богатые проявления Господа Шри Нараяны - например, Дварака-Кришну. Для тех же, кто ценит простоту, Бхагаван Шри Нараяна появляется как простой Гопала-Кришна во Вриндаване.
В реальности, роскошь и простота являются проявлениями Божественного Великолепия Бхагавана Шри Нараяны, поэтому, даже если кто-либо предпочитает Дварака-Кришну, то он/она всегда будет видеть Божественную Привлекательность в простом вриндаванском Гопала-Кришне. И, наоборот, - если кто-либо любит простого Гопала-Кришну, то он/она всегда также будет любить Дварака-Кришну, так как будет видеть в обоих формах Изначального Господа Шри Нараяну!
То же самое касается, например, форм Шри Рамачандры - не имеет значения, Раджа-Рама (богатый принц Рама) в Айодхье или Рама, потерявший царство и живущий как нищий аскет в лесу: в обоих проявлениях Шри Рамачандра будет для нас одинаково привлекателен.
И продолжим серию примеров. Умиротворённый Шри Вамана, разъярённый Шри НараСимха, дикий Шри Вараха - опять-таки, не имеет особого значения, так как во всех этих проявлениях мы видим лишь одну Божественную Привлекательность Бхагавана Шри Нараяны.
Таким образом, важно следовать именно такому глобальному видению, а не ограничивать свой кругозор какой-либо одной формой поклонения.
Если же говорить о самой главной сути данной идеи, то она такова: на пути Прапатти/Бхакти никогда не является и никогда не будет превалирующим лишь то, что нравится вайшнаву/вайшнави, так как первичными всегда являются лишь вкусы и предпочтения Бхагавана Шри Нараяны. Всегда важно следовать поклонению, которое нравится Бхагавану Шри Нараяне, а не поклонению, которое нравится узкому уму какого-либо вайшнава/вайшнави.
Бхагавану Шри Нараяне, естественно, нравятся лишь те системы поклонения, которые Он одобрил на страницах Вайшнава-Агам/Вайшнава-Пуран/Вед (т.е. системы поклонения, обоснованные Вайшнава-Шастрами).
В нашей храмовой системе поклонения дорогие украшения иногда снимаются с Шри Вишну-Мурти. Кроме того, наша храмовая система поклонения основана таким образом, что в разные дни Господу Шри Нараяне предлагаются разные виды украшений.
Нашей обязанностью/частью кайнкарьи (служения) также является защита собственности Бхагавана Шри Нараяны (украшений в данном случае) от воровства.
Таким образом, важно следовать сбалансированному поклонению, при котором Бхагавану Шри Нараяне будут предложены любимые Им виды украшений, но в котором также будет предусмотрена защита от воровства со стороны посторонних/незнакомых людей, появляющихся в Храме во время массовых служений.