Мне сегодня с утра вспомнилась пара песен "Чайфа" - группы, которую я терпеть не могу, так как нет более далёкой для меня темы, чем русско-алкогольные фолк-напевы из северных регионов России, а музыка "Чайфа" относится именно к этой категории, и 90% альбомов этой группы вообще невозможно слушать, НО...
Каким-то непостижимым чудом в 1990 году "Чайф" умудрились записать один из самых "британских" альбомов всего русского рока - "Давай вернёмся", который впитал в себя весь саунд тогдашних британских групп: от известных всем "The Smiths" и "Texas" до совсем уж снобских групп типа "Long Fin Killie" (две последние группы, кстати, шотландские и "Чайф" словно уловили мелодику мрачных шотландских ландшафтов/скал в общем звучании альбома).
Откуда я узнала об этом альбоме? У нас в школе был одноклассник (он потом поступил в Бауманку, а сейчас возглавляет одну из IT-компаний), который в огромном количестве собирал кассеты с русским роком и он нам часто давал россыпи кассет на прослушивание.
Так ко мне попал альбом "Давай вернёмся", который меня тогда не впечатлил, но запомнился из-за того, что на дворе стояли мрачные, морозные 1990-ые. В итоге, у меня этот альбом до сих пор ассоциируется с холодными московскими троллейбусами старого типа (теми, которые были синие, холодные и с усами), зимой с 30-градусными морозами и мрачными, эпичными, сталинскими зданиями технических ВТУЗов типа Бауманки, МЭИ и т.д.
В целом, общий саунд-продакшн на "Давай вернёмся" до сих пор впечатляет. Секрет здесь заключается в том, что "Чайф" фактически записали альбом в лютеранском соборе, из-за чего европейско-британские уши типа моих сразу слышат в нём родную реверберацию, типичную для соборов Европы. Цитирую сайт "Репродуктор" [https://reproduktor.net/chajf/davaj-vernemsya/]:
"В 1990 году фирма «Мелодия», наконец, открыла свою студию в Ленинграде. Аппаратуру разместили в здании бывшего лютеранского собора, здание которого обладало великолепной акустикой. Музыку записывали на 24-канальный профессиональный магнитофон, что по тем временам было очень здорово".
Кстати, если вас интересуют похожие соборы не в Петербурге, а в Москве, на Вознесенском, в районе "Арбатской", есть "Англиканская церковь апостола святого Андрея" - москвичам эта церковь прекрасно знакома с детства и мы в детстве часто гуляли в этих районах, так как мне до "Арбатской" от дома ехать всего 20 минут на метро.
Если вы не из Москвы и никогда там не были, то очень рекомендую посетить, потому что архитектура там необычайно удивительна!
Так вот, возвращаясь к "Чайфу", мелодика у песен с альбома "Давай вернёмся" тоже типично британская:
⬤ "С войны" - это типичный британский дарк-фолк;
⬤ "Оставь нам нашу любовь" - поздние "The Smiths" со скрипичными;
⬤ "Открытие" - эстетский саунд, близкий к "Long Fin Killie";
⬤ "Псы с городских окраин" - Madchester-саунд групп типа "The Stone Roses";
⬤ "Поплачь о нём" - это шотландские "Wet Wet Wet" и т.д.
При всём вышеуказанном, альбом звучит не как некое полотно из эпигонства и плагиата (как, например, у Цоя, который втупую копировал песни "The Cure" и "The Smiths" - люди до сих пор поют цоевскую "Перемен", не понимая, что это сворованная "Barbarism begins at home" by The Smiths - смотрите этот ролик-разоблачение с примерами), а как цельная работа отличной русской группы из нордического Санкт-Петербурга.
Такой вот необычный альбом. Я его забрала к себе в плейлист - этой осенью он будет играть у меня где-то между песнями Pale Waves, Bnny и Alaska Reid, т.е. между современным инди и sadcore, а это значит, что альбом пережил 1990ые и даже сейчас песни из него не стыдно включить в современные плейлисты! Ссылка на весь альбом - https://music.yandex.ru/album/10422
Данный пост относится к заметкам о музыке,
смотрите рубрикатор всех постов на аудио-тематику #ЗДЕСЬ
Статья by Вишнудутка Вишновская, Москва, 02-сентябрь-2021