четверг, 16 января 2025 г.

Тот самый альбом, что надо забирать на Шри Вайкунтху и немного об Атхарва-Веде в британском инди-дэнс-роке (Wire — «A Bell Is a Cup...», 1988)

У меня рекордсменом по прослушиваниям этой зимой стал альбом моих наилюбимейших Wire под названием «A Bell Is a Cup...Until It Is Struck» (1988). Я этот альбом расхватала на цитаты, а песни из него включаю абсолютно во все свои музыкальные подборки — нас с Вишновским под него прямо трясёт от радости и эмоций! 

Wire к 1988 году достигли исключительного уровня развития, совместив всё это с развивающимися технологиями — альбом по звучанию одновременно похож и не похож на творчество «Depeche Mode», потому что саунд-продюсированием занимался Gareth Jones, который наруливал звук на практически каждом альбоме «Depeche Mode» — в частности, альбоме депешей «Black Celebration» (1986). 

Так вот, «Depeche Mode» — в сторону, я их особо не люблю, а вот Wire обожаю. Обсуждаемый альбом «A Bell Is a Cup» очень повлиял на наш «Мегаполис», что очень и очень слышно по саунду «Мегаполиса» разных лет; если, например, заглянуть в интервью Олега Нестерова на «Снобе», то он там говорит — цитирую: 

«Я слушал Talk Talk, определенно Wire, New Order. И к тому времени мы были знакомы уже со всеми вышедшими на виниле альбомами The Smiths» [https://snob.ru/music/lider-megapolisa-oleg-nesterov-pro-albomy-zhenskoe-serdtse-i-pestrye-veterochki/].

Помните совместную песню «Мегаполиса» и Льва Лещенко под названием «Там» из 1990-ых? Оставлю ссылку на YM — https://music.yandex.ru/album/480633/track/32224978. Это второй трек с «Пёстрых Ветерочков» — если вслушаться, то в треке прямо явно витает влияние песни Wire — «Follow the Locust», но в убыстренной трактовке «Мегаполиса» и Льва Валерьяновича (отмечу без всяких подколов, но есть доля экзистенциальной иронии в том, что песню с общим дрим-поп-саундом пропел исполнитель с успокоительным отчеством «Валерьянович»!).  

Ресурс AllMusic обычно скуп на похвалы и щедр на заниженные баллы, но конкретно альбому «A Bell Is a Cup» они поставили аж 4.5 из 5, написав: 

«Arguably Wire's best album and certainly its most accessible…a work of modern rock genius — Возможно, это лучший альбом Wire и, безусловно, самый доступный из них…произведение гения современного рока». 

Почему альбом так цепляет? Не хочу бросаться здесь трюизмом из серии «энергетика», но да — у альбома очень необычная энергетика, в которой дрим-поп сосуществует с дэнс-попом и литературой направления «stream of consciousness». Ко всему этому примешиваются религиозные мотивы (например, песня «The Finest Drops»), а также мотивы дистопии (к примеру, мой наилюбимейший трек «It’s a Boy» с потрясающей лирикой и фразировкой). 

И всё это под зонтиком звучания, похожего на вышеупомянутых «New Order». Представьте человека из 1988 года, который включает этот альбом, слышит первый трек «Silk Skin Paws» и начинает задаваться вопросами из серии: «Почему это так похоже на New Order, но почему всё как-то замедленно, словно во сне? И откуда такая странная лирика в песне?». В отличие от «New Order», кстати, Wire — в силу своего снобского эстетизма — никогда особо популярны и не были, так как чурались того заигрывания с упрощённым дэнс-попом, коим увлекались «New Order». 

Обложка у альбома тоже очень удачна — мне лично всегда напоминает о Шри Хаягрива-Аватаре и, кстати, смотрится абсолютно по-разному на всех моих экранах: на ноутбуке — в розово-лиловых тонах, на нетбуке — уплывает почти в тона sepia, а на Linux-компьютере — в свинцовый окрас! Ради интереса я только что перевела в цифру тот цвет, в который окрашена обложка на YandexMusic; получился «b6979d», близко к цвету «Rich Lilac/Богатая Сирень/Богатый Лиловый»: думаю, дизайнерская задумка была именно такой — опять-таки, снобско-эстетский, редкий цвет.

Тематически и концептуально обсуждаемый альбом 1988 года был предвосхищён альбомом «The Ideal Copy» 1987 года — «Идеальная копия» очень похоже звучит, но в 1987 году Wire только разгонялись; на альбоме «Идеальная копия» много мощных песен, но суммарно он всё же послабее «Колокола-Кубка» 1988 года. На «Идеальной копии» одна из песен написана под влиянием магического заговора от желтухи из «Атхарва-Веды» — речь о песне «Up to the Sun», цитирую Wikipedia: 

«The tracks, "Up to the Sun" (previously released on the Snakedrill EP), and its live version, "Vivid Riot of Red", are a partial performance of an incantation against jaundice from the late Vedic scripture, the Atharvaveda: Up to the sun shall go thy heart-ache and thy jaundice: in the colour of the red bull do we envelop thee! The cows whose divinity is Rohini, they who, moreover, axe (themselves) red (róhinih)-(in their) every form and every strength we do envelop thee» [https://en.wikipedia.org/wiki/The_Ideal_Copy].

А само название альбома «Идеальная копия» было навеяно сновидением Брюса Гильберта (Bruce Gilbert — гитарист Wire) о ДНК, с последующим развитием идей о ДНК-репликации — это к теме о снах, дрим-попе и дистопиях в творчестве Wire. 

В завершение оставлю здесь ссылку на свой любимый «It's a Boy», потрясающая лирика, особенно, стих №3 «Effete means funny dreams, offence on refusal...», включаем на всю громкость — там финальная часть, кстати, шугейзовая, будьте осторожны с ушами, когда пойдёт писк гитары после финального припева, в моей личной коллекции шугейз-писк вырезан, так как я всегда правлю файлы в аудио-редакторе, удаляя лишнее, но на YandexMusic лежит полная версия с шугейзовым аутро — https://music.yandex.ru/album/32059/track/320013.

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 16-январь-2025

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/