воскресенье, 4 августа 2024 г.

Кшатризм или аскетизм?


У Шри Мадхва-Сампрадаи блестяще составлены комментарии к Главе №3 "Шри Бхагавад-Гиты" - книга "The Bhagavad Gita (Based on Sri Raghavendra Teertha’s Gita Vivruti)" by Giridhar Boray, 2021

Например, шлоки 3.1 и 3.2: jyāyasī cet karmaṇas и vyāmiśreṇaiva vākyena buddhiṃ, в которых Арджуна спрашивает Господа Шри Кришну о выборе между Гьяна-Йогой и Карма-Йогой. Шри Рагхавендра-Тиртха, в комментариях к этим шлокам, приводит следующую компаративную сводку из предыдущей Главы:

≫≫≫ Шлока 2.49 - в этом стихе Господь Шри Кришна говорит о превосходстве Гьяны над Кармой;

≫≫≫ Шлока 2.37 - тем не менее, в стихе 2.37 Господь Шри Кришна настаивает на том, чтобы Арджуна ринулся в бой, выбрав тем самым Карма-Йогу в стиле кшатрия.

В итоге, начало Главы №III "Шри Бхагавад-Гиты" - это фактически тяжелые душевные терзания Арджуны, который мечется между 2 путями: Гьяны в стиле отречённого аскета и Кармы в стиле агрессивного воина.  

В шлоке с красивым номером №3.3 Господь Шри Кришна сразу же рассеивает все сомнения Арджуны, рассказывая о том, что к Мокше приводят оба пути. Некогда царь Джанака был карма-йогином, а мудрец Санака был гьяна-йогином - оба они в итоге обрели Мокшу. Вот как переведён стих №3.3 в рассматриваемом издании Шри Мадхва-Сампрадаи:

श्रीभगवान् उवाच  

लोके ऽस्मिन् द्विविधा निष्ठा पुरा प्रोक्ता मयानघ 

ज्ञानयोगेन सांख्यानां कर्मयोगेन योगिनाम् ३.३

śrībhagavān uvāca  

loke 'smin dvividhā niṣṭhā purā proktā mayānagha 

jñānayogena sāṃkhyānāṃ karmayogena yoginām 3.3

«The Lord said: „O Anagha (Arjuna, the one without sins)! As explained before, in this world there are two paths towards liberation, depending on one’s innate nature, talent, and situation. Kings such as Janaka (karma yogi) achieve liberation by sincerely ruling their kingdoms (path of action), and sages such as Sanaka (jnana yogi) achieve liberation by learning, teaching, and spreading spiritual knowledge to others (path of knowledge)”».

В англоязычном комментарии к стиху №3.3 звучит прекрасное предложение с тремя характеристиками, цитирую: «Lord Krishna clarifies that there are two main paths to liberation based on one’s innate nature, ability, and eligibility». 

То есть, формула ”IAE”, а именно: I = Innate nature [внутренне присущая природа]; A = Ability [способности]; E = Eligibility [годность, пригодность для определённой деятельности]. Чёрно-белых путей в этой формуле не существует, возможен лишь выбор доминанты. Например, гьяна-йогин - в процессе обретения знания - всегда также следует карме в той или иной степени. В пути Арджуны доминирует Карма-Йога и кшатрианство с обязанностями царя по защите граждан, но это не значит, что Арджуна отринул Гьяна-Йогу, так как нельзя быть хорошим кшатрием без той или иной степени духовного знания!

Завершается комментарий к стиху №3.3 на позитивной ноте - констатацией того факта, что для выбора правильного пути важны интроспективный подход и искренность Молитв, цитирую издание: «This also means that everyone of us should introspect within ourselves as to the proper path for us to follow, depending on our innate nature, talent, interest, and ability. For one who sincerely prays to the Lord, the path will become clear».

Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 04-август-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926