Ещё один примечательный улов этого сезона - винтажная книга "Advaita and Visistadvaita - A Study based on Vedanta Desika's Satadusani", S. M. Srinivasa Chari, 1961 - https://archive.org/details/advaita-and-visistadvaita-s.-m.-srinivasachari
Обложка книги подкупает своим графическим ретро-дизайном: арт-стиль советских многотомников по физике, воспоминания о ядерной физике СССР, сталинском ампире, советском ТВ, душистых советских ёлках и чёрной икре, которую я лично ела всё детство!
S.M. Shrinivasa Chari является одним из ключевых англоязычных авторов Шри Рамануджа-Сампрадаи, часть его книг посвящена трудам Шри Веданты Десики. Рассматриваемая книга посвящена труду "Шата-Душани" Шри Веданты Десики - в данном труде опровергаются ереси маявады [दूषण - dūṣaṇa - опровержение/возражение, а название труда переводится как "100 опровержений"].
Я опубликую несколько постов об этой книге. В предисловии мне очень понравились объяснения S.M. Shrinivasa Chari о "constructive/destructive" дискурсе, поэтому начну с этой темы.
"Шата-Душани" является важной полемической и диалектической работой Вишишта-Адвайта-Веданты Шри Рамануджа-Сампрадаи. Ереси маявади в этой работе обозначены как "Пурва-Пакша" - после рассмотрения "Пурва-Пакши" Шри Веданта Десика критически разбирает и громит определённую ересь. При этом Шри Веданта Десика использует своеобразный, двоякий level-up-метод, в котором упрочение позиций Вишишта-Адвайты всегда происходит за счёт разгрома той или иной ереси.
На санскрите подобный метод называется "परमत निकारण स्वमत स्थापना - paramata nikāraṇa svamata sthāpanā", т.е. "бойня для ереси c последующим упрочением статуса нашей философии". S.M. Shrinivasa Chari очень метко обозначает такой двоякий метод как "destructive/constructive - разрушительный и созидательный одновременно". Процитирую книгу (стр. 4):
”This method of criticism has a definite purpose in view. Its main object is the ascertainment of truth by eliminating all erroneous theories and partial truths. The refutation of the theories held by the opponents helps to strengthen one's own position. Thus, dialectic has a two-fold function — the destructive and the constructive - the refutation of the position held by the opponents and a constructive statement of one's own position (paramata nirākaraṇa and svamata sthāpanā)”.
Далее S.M. Shrinivasa Chari рассказывает о таких категориях индийского дискурса, как Вада [वाद - vāda], Джалпа [जल्प - jalpa] и Витанда [वितण्डा - vitaṇḍā]. Вада - это аргументированный разговор, направленный на установление истины. Джалпа - это дискуссия с целью заполучить диалектическую победу и прославить оратора. Витанда - это дискуссия с целью заглушить спорящего оппонента.
Пример Витанды - это "Кхандана-Кханда-Кхадья", автором которой является Шри Харша. В этом трактате автор больше занят разгромом доктрины Ньяя, нежели чем укреплением догм своей философской системы. Это destructive метод.
Пример Вады - это "Таттва-Прадипика" Читсукхи, основанная по большей части на Ваде. Это constructive метод.
"Шата-Душани" Шри Веданты Десики - это, как мы уже говорили выше, гармоничное сочетание destructive/constructive приёмов, но при этом Шри Веданта Десика отдаёт предпочтение методологии Вада, поэтому "Шата-Душани" также называют Вада-Грантхой.
S.M. Shrinivasa Chari, продолжая движение в компаративном русле, также приводит в пример другую работу Шри Веданты Десики - "Сарва-Артха-Сиддхи", которая является чисто конструктивной и которую можно сравнить с щитом [खेट - kheṭa - щит], выставленным для обороны от оппонента. А "Шата-Душани" с её двояким методом - это больше меч [शस्त्र - śastra - меч, кинжал, клинок], который яростно громит оппонентов-маявади. Процитирую книгу (стр. 5):
”Vedanta Deśika's Satadūṣaṇi is both destructive and constructive and adopts only the Vāda type of arguments. It is, therefore, designated as a Vada Grantha the aim of which is to refute the doctrines of Advaita Vedanta with a view to establishing the Visiṣṭādvaita Vedānta on a sound logical basis. In view of this it is compared to a sword (shastra) used to destroy the opponents, in contrast to the purely constructive work, Sarvārtha-siddhi, which is compared to the shield (kheta) that is used to defend oneself”.
И расскажу о захватывающих исторических перипетиях рассматриваемой книги S.M. Shrinivasa Chari. Книга поначалу существовала в форме диссертации, написанной в 1948 году для получения степени доктора философии в Университете Мадраса. Со стороны маявади на тот момент уже были изданы "Адвайта-Сиддхи", "Лагху-Чандрика" и другие еретические книжонки с маявадской критикой идей Шри Веданты Десики.
Поворотный момент во всей истории настал с публикацией нагло названной книжонки "Шата-Бхушани" за авторством некоего Ананта-Кришны Шастрияра - в этой книжонке содержалась огульная критика "Шата-Душани" Шри Веданты Десики. До этого вражда между Вишишта-Адвайтой Шри Рамануджа-Ачарьи и Адвайтой Шанкары находилась в спящем состоянии, но наглый выпад Шастрияра буквально поджёг летнюю траву.
В ответ на этот наглый выпад Шри Уттамур Вира-Рагхава-Ачарья Свами, один из выдающихся Ачарьев Шри Рамануджа-Сампрадаи, опубликовал массивную книгу "Парама-Артха-Бхушанам" [Shri Uttamoor Viraraghavacharya Swami, "Paramarthabhushanam"]. Ещё одну пощёчину в сторону маявади опубликовал Видван Е.С. Варада-Ачарья - его книга называлась "Таттва-Судха" [Vidwan E.S. Varadacharya, "Tattvasudha"].
В общем, маявадские черти хорошенько получили по своим маявадским рогам.
S.M. Shrinivasa Chari также обращает внимание на то, что - кроме его английского изложения - существует тамильский перевод Сетлур Нарасимха-Ачарьи Свами, а также выражает особую благодарность Шри Ахобилам-Нарасимха-Матху. Таким образом, над по-хорошему агрессивной и по-хорошему клыкастой "Шата-Душани" парит благословение Самого Господа Шри Нарасимхи!
На памятовании о Господе Шри Ахобилам-Нарасимхе я пока ставлю точку в повествовании - мы продолжим обсуждать эту замечательную книгу в следующих постах.
ॐ श्रीनृसिंहाय नमः - oṃ śrī nṛsiṃhāya namaḥ
ॐ श्रीनृसिंहाय नमः - oṃ śrī nṛsiṃhāya namaḥ
ॐ श्रीनृसिंहाय नमः - oṃ śrī nṛsiṃhāya namaḥ
Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 22-февраль-2024
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах
Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):
SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926
▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/
▲WP https://vishnudut.wordpress.com/
▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus
▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/
▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/
▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926