Примерно 3 недели назад на archive.org появился очень интересный скан: "Pratas Sankalpa Gadyam" (A Work Of Sri Raghavendra Teertha) Avadhani Vittalacharya (Sri Rangam) / V. Nagarajachar, 2001 - https://archive.org/details/pratas-sankalpa-gadyam
В оригинале "Пратас-Санкальпа-Гадьям" - это лаконичная Бхакти-Стотра о садхане (оригинал на sanskritdocuments), автор - Шри Рагхавендра-Тиртха (монументальный и мега-известный Ачарья Шри Мадхва-Сампрадаи, поэтому в представлении не нуждается). Книга во многом основана на "Шри Тантра-Сара-Санграхе" Шри Мадхва-Ачарьи - на страницах "Пратас-Санкальпа-Гадьям" дополнительно подтверждаются и разъясняются идеи из основного садхана-труда Шри Мадхва-Ачарьи.
01. СИТА-ПАТИ-ШРИ-РАМАЧАНДРА-БХАКТИ.
Очень примечателен Бхакти-вектор данной книги - вся садхана у Шри Рагхавендра-Тиртхи посвящена Сита-Пати-Шри-Рамачандре (именно Шри Сита-Рама-Бхакти, так как Шри Рагхавендра-Тиртха предпочитал данный вид упасаны!), Шри Мадхва-Ачарье и Шри Вайю. Вот очень показательный отрывок из книги (стр. 21):
”1) अस्मत् आदिगुरूणाम्
2) श्रीमदानन्दतीर्थ श्रीमच्चरणानां अन्तर्यामिन् सीतापते श्रीरामचन्द्र,
3) त्वदाज्ञया त्वत्प्रसादात् त्वन्नियतेन श्रीमुख्यप्राणेन प्रेरितः सन्
4) त्वत्संस्मृतिपूर्वकं त्वत्पूजात्मकं कर्म यथाशक्ति करिष्ये ॥
1) asmat ādigurūṇām
2) śrīmadānandatīrtha śrīmaccaraṇānāṃ antaryāmin sītāpate śrīrāmacandra,
3) tvadājñayā tvatprasādāt tvanniyatena śrīmukhyaprāṇena preritaḥ san
4) tvatsaṃsmṛtipūrvakaṃ tvatpūjātmakaṃ karma yathāśakti kariṣye ॥
On getting up from bed with devout thoughts of you, O, Sitapati Sri Ramachandra! I shall perform my day's duty to the best of my ability as though it is your very worship. I shall perform my duty with the awareness that I am doing it as prompted by you O, Sri Ramachandra, the in-dweller in the sacred heart of my Adi-Guru Sri Ananda Teertha”.
02. ПАРИ-ПУРНА-ВИШНУ-БХАКТИ-АЧАРЬЯ.
Утро в системе упасаны Шри Рагхавендра-Тиртхи всегда начинается с поклонения Сита-Пати-Шри-Рамачандре (Упасана-Мурти + Упасана-Мантра), но такому поклонению всегда предшествует выражение почтения Шри Мадхва-Ачарье. Более того, вся Мантра-упасана в системе Шри Рагхавендра-Тиртхи напрямую связана с религиозным величием Шри Мадхва-Ачарьи и Шри Мукхья-Праны. Процитирую издание (стр. 27):
”On rising up from bed, the first thought of Sri Raghavendra goes to his Upasana Murti Sita-pati Sri Ramachandra to whom he dedicates his day's work.
Since the dedication has to be made through one's own Guru, the author begins the Text with an adoration to his Adi-Guru Sri Ananda Tirtha, the human form of Sri Mukhya-Prana. In as much as the greatness of the Guru lies in the greatness of the Mantra he had chosen for Upasana, Sri Raghavendra begins the text with the glorification of Pranava and in the next passage he adores the personality of Sri Madhva”.
В книге также приводится замечательный санскритский отрывок о Шри Мадхва-Ачарье как об олицетворении Пари-Пурна-Вишну-Бхакти (стр. 27-28):
पापाविद्ध, दैत्यपूगाविद्ध, श्रीविष्णुभक्त्या द्यनन्त- गुणपरिपूर्ण, रमा व्यतिरिक्त - पूर्वप्रसिद्ध व्यतिरिक्तानन्त-वेदप्रतिपाद्य मुख्यतम, अनन्तजीव-नियामक - अनन्तरूप भगवत्कार्यसाधक - परमदयाळु, क्षमासमुद्र - भक्तवत्सल - भक्तापराधसहिष्णु - श्रीमुख्यप्राणावतार भूतानाम्; अज्ञ-ज्ञानार्थे-ज्ञानयोग्य-भगवत्कृपा-पात्रभूत सल्लोककृपाळु ब्रह्म रुद्राद्यर्थित भगवदाज्ञां शिरसि परमादरेण अनर्घ्य शिरोरन्नवन्निधाय, तथा अशेषदेवता-प्रार्थनां हारवत् हृदि-निधाय सर्वस्वकीय सञ्जनानुग्रहेच्छया कर्मभुवि अवतीर्णानाम्
pāpāviddha, daityapūgāviddha, śrīviṣṇubhaktyā dyananta-guṇaparipūrṇa, ramā vyatirikta - pūrvaprasiddha vyatiriktānanta-vedapratipādya mukhyatama, anantajīva-niyāmaka - anantarūpa bhagavatkāryasādhaka - paramadayāḻu, kṣamāsamudra - bhaktavatsala - bhaktāparādhasahiṣṇu - śrīmukhyaprāṇāvatāra bhūtānām; ajña-jñānārthe-jñānayogya-bhagavatkṛpā-pātrabhūta sallokakṛpāḻu brahma rudrādyarthita bhagavadājñāṃ śirasi paramādareṇa anarghya śirorannavannidhāya, tathā aśeṣadevatā-prārthanāṃ hāravat hṛdi-nidhāya sarvasvakīya sañjanānugrahecchayā karmabhuvi avatīrṇānām
Смысл отрывка: "Шри Мадхва-Ачарья - это Шри Мукхья-Прана в человеческом облике! Шри Мадхва-Ачарью никогда не затрагивают грехи (pāpāviddha) и различные происки демонов (daityapūgāviddha). Шри Мадхва-Ачарья олицетворяет безупречное, идеальное и самое совершенное Шри Вишну-Бхакти (śrīviṣṇubhaktyā dyananta-guṇaparipūrṇa).
Все Ведические Мантры сначала прославляют Господа Шри Хари, затем - Богиню Шри Лакшми и после этого - Шри Мукхья-Прану. Шри Мадхва-Ачарья известен как Парама-Даялу, т.е. сострадательный и прощающий Ачарья, который игнорирует апарадхи бхактов (paramadayāḻu, kṣamāsamudra - bhaktavatsala - bhaktāparādhasahiṣṇu)".
На стр. 29 содержатся лаконичные, но очень информативные объяснения о Кали-доше, цитирую: ”Accordingly, Sri Vayu descended on earth as Sri Ananda Tirtha (Sri Madhvacharya). Sri Mukhya-Prana was chosen because he alone is untouched by 'कलिदोष - kalidoṣa' (Satanic influence)”.
То есть, в нашу Кали-Югу, Шри Вайю/Шри Мадхва-Ачарья был избран для распространения Шри Вишну-Бхакти из-за того, что Вайю/Ачарью не затрагивает Кали-доша (помрачение дефектами и девиациями демона Кали). Как видно, в этом отрывке демон Кали приравнен к Сатане - в изданиях Шри Мадхва-Сампрадаи иногда встречаются подобные знаки равенства.
После этого отрывка следует переход к объяснению концепции "Пара-Шукла-Трайя" - в следующем блоке мы как раз о ней и поговорим.
03. ПАРА-ШУКЛА-ТРАЙЯ.
Если переводить буквально, то это "Наивысшая/Чистейшая Троица, которую не могут затронуть дефекты демона Кали". Пара-Шукла-Трайя - это: 1) Богиня Шри Лакшми 2) Богиня Шри Бхарати и 3) Шри Вайю. Важно также помнить о том, что Богиня Шри Лакшми НЕ является дживой, а Шри Бхарати и Шри Вайю, наоборот, дживами являются.
Концепция Пара-Шукла-Трайи основана на шлоке 18.28 "Шри Маха-Бхарата-Татпарья-Нирнайи" Шри Мадхва-Ачарьи:
तस्मादेको वायुरेव धर्मे भागवते स्थितः ।
लक्ष्मीः सरस्वती चेति परशुक्लत्रयं स्मृतम् ॥ ता. नि. 18-28 ॥
tasmādeko vāyureva dharme bhāgavate sthitaḥ ।
lakṣmīḥ sarasvatī ceti paraśuklatrayaṃ smṛtam ॥ tā. ni. 18-28 ॥
Процитирую также английские объяснения из обсуждаемой книги (стр. 29-30):
”Sins are due to the devilish play of the Satan or कलि [kali] on almost every soul. Even though it has no access into the soul's spiritual cells, yet it keeps out of the spirit's frame-work and magnetizes the soul from without, and drives it into wickedness. Mukhya-prana and his consort Bharati Devi are the only Jeevas who are absolutely unaffected by Kali. These three viz Sri Lakshmi, Sri Vayu and Sri Bharati constitute Para-Sukla-Traya group, says Maha Bharata Tatparya Nirnaya:
तस्मादेको वायुरेव धर्मे भागवते स्थितः ।
लक्ष्मीः सरस्वती चेति परशुक्लत्रयं स्मृतम् ॥ ता. नि. 18-28 ॥
This group is eternally pure in thought, word and deed in their Moola-Roopa as also in their Avatara-Roopas”.
В книге "Пратас-Санкальпа-Гадьям" Шри Рагхавендра-Тиртхи также можно найти отличные объяснения Мантр и подробности, касающиеся избавления от кармы и последующего путешествия дживы на Шри Вайкунтху, - этим темам я посвящу отдельные посты.
P.S. Скан я также скопировала на 3 облака - на тот случай, если archive.org грохнется: dropbox + box + googledrive.
Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 18-февраль-2024
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах
Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):
SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926
▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/
▲WP https://vishnudut.wordpress.com/
▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus
▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/
▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/
▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926