В журнале Шри Рамануджа-Сампрадаи "Анджали" за октябрь 2008 года [ссылка на pdf-скан] была опубликована прекрасная статья "Tattva-Padavi - Explained" (translation into English of Tamil text by Dr. M.K. Srinivasan).
Я перевела эту статью на русский (с сокращениями и адаптацией текста для российской, а не тамильской аудитории) и с огромной радостью представляю вниманию всех вишнудуток и вишнудутов столь важные для всех нас объяснения о Пара-Таттве, т.е. о Бхагаване Шри Нараяне и Богине Шри Лакшми.
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
"Таттва-Падави", М.К. Шринивасан.
По сути, существует лишь 2 Таттвы: Пара-Таттва [पर-तत्त्व - para-tattva - Высшая Реальность, Высшая Истина] и авара-таттва [अवर-तत्त्व - avara-tattva - материальные явления, категории младшего/низшего порядка].
Шри Веданта Десика определяет Пара-Таттву с помощью такого Имени Бхагавана Шри Вишну, как "श्रियःपति - śriyaḥpati", т.е. Муж Богини Шри Лакшми. Именно такое определение является для нас сверх-важным, так как оно указывает на то, что Бог в нашем понимании - это Бхагаван Шри Вишну и Богиня Шри Лакшми, которые являются одним целым и никогда не разлучаются.
Рассмотренное определение является одним из кардинальных столпов Вишишта-Адвайты Шри Рамануджа-Ачарьи - мы никогда не рассматриваем Господа Шри Вишну как Бога в одиночестве!
Существует 5 проявлений Бхагавана Шри Нараяны и Шри Лакшми-Деви: Пара, Вьюха, Вибхава-Аватары, Антарьями и Арча.
Пара-Рупа [पररूप - pararūpa] - это Бхагаван Шри Нараяна на Шри Вайкунтхе, в обществе Шри Лакшми-Деви, Шри Бху-Деви и Шри Нилы-Деви. Как мы видим, на Шри Вайкунтхе Бхагаван Шри Нараяна никогда не остаётся в одиночестве.
Все прекрасно помнят о 4 Вьюхах Бхагавана Шри Нараяны: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Вьюхи также никогда не бывают одиноки, так как их всегда сопровождают Шакти - различные формы Богини Шри Лакшми.
На уровне Вибхава-Аватар Бхагаван Шри Нараяна также всегда находится в обществе Богини Шри Лакшми: Шри Кришна-Аватару сопровождает Шри Рукмини-Деви, Шри Рама-Аватару - Шри Сита-Деви, Шри Вараха-Аватару - Шри Бхуми-Деви и т.д.
Даже на уровне Арча Бхагаван Шри Нараяна никогда не остаётся один - например, Господа Шри Ранганатху всегда сопровождает Богиня Шри Ранганаяки.
Вспомним возвышенные шлоки из "Шри Бхагавата-Пураны", 6.9.33:
ॐ नमस्ते ऽस्तु भगवन् नारायण वासुदेवादिपुरुष महापुरुष महानुभाव परममङ्गल परमकल्याण परमकारुणिक केवल जगदाधार लोकैकनाथ सर्वेश्वर लक्ष्मीनाथ [६.९.३३]
oṃ namaste 'stu bhagavan nārāyaṇa vāsudevādipuruṣa mahāpuruṣa mahānubhāva paramamaṅgala paramakalyāṇa paramakāruṇika kevala jagadādhāra lokaikanātha sarveśvara lakṣmīnātha [6.9.33]
Данные шлоки говорят о Бхагаване Шри Нараяне именно как о "Лакшми-Натхе", т.е. "Повелителе сердца Богини Шри Лакшми":
भगवन् नारायण सर्वेश्वर लक्ष्मीनाथ
bhagavan nārāyaṇa sarveśvara lakṣmīnātha.
Кроме того, Шри Веданта Десика, вслед за "Шри Бхагавата-Пураной", также подчёркивает идею "परमकारुणिक - paramakāruṇika", т.е. идею Высшей Милости Бхагавана Шри Нараяны по отношению к дживам [करुणा - karuṇā переводится с санскрита как 'милость, эмпатия, сострадание'].
С Парама-Каруникой Пара-Таттвы связано понятие "सर्व-शरण्य - sarva-śaraṇya - Прибежище для всех", означающее, что абсолютно все могут обращаться за прибежищем к Божественной Паре. Бхагаван Шри Нараяна и Богиня Шри Лакшми никого не отталкивают, с состраданием принимая под опеку даже самых падших джив (например, шудр и женщин) и ведя их по пути Шаранагати - пути, который ведёт к Пара-Таттве на Шри Вайкунтхе!
В "Шри НараСимха-Пуране" риторически вопрошается:
अस्तित्व् अजं श्रीपतिपादपद्म ।
द्वंद्वार्चनप्राप्यम् अनन्तम् आद्यम् ।।४३-१०।।
astitv ajaṃ śrīpatipādapadma ।
dvaṃdvārcanaprāpyam anantam ādyam ।।43-10।।
"Шри НараСимха-Пурана", 43.10: "Как страдание может коснуться тех, кто принял полное прибежище (Прапатти/Шаранагати) у Лотосных Стоп Господа ШриПати-Нараяны?".