Продолжение серии, посвященной "252 Вайшнава-Вартам" Шри Валлабха-Сампрадаи: предыдущий пост с историей о принце Джаганнатхе можно найти здесь, а рубрикатор всех постов серии находится на blogspot и wordpress.
В данной части я расскажу одну из моих самых любимых историй, а именно историю о том, как бхакта Абхая 8 раз прогоняла Смерть с порога своего дома. Как обычно, перед рассказом я обозначу общие примечания к тексту.
Примечание-01: о Ямарадже и ямадутах.
В общем и целом, данная история излагает классическую сиддханту о том, что Ямарадж и любые проявления смерти не могут затронуть вайшнавов.
На эту тему можно найти много праманов как в Упанишадах, так и в Пуранах - например, в Главах 7-12 "Шри НараСимха-Пураны" содержатся великолепные "Ямараджа-Аштака" с "Ямараджа-Гитой", в которых данная тема раскрывается исчерпывающе.
Примечание-02: об имени Абхая Пурна и астериксах.
Бхакта из данной истории на Голоке известна как Абхая-Пурна-Гопи - это говорящее имя, так как оно переводится с санскрита как "Полная бесстрашия" ['अभय' - abhaya - бесстрашие / 'पूर्ण' - pūrṇa - полный, наполненный].
В этой истории Абхая-Пурна-Гопи сыграла роль очень старой бхакти-йогини, в связи с чем в английском издании часто используется обобщённое обращение "old woman/old bhakta", а не "Abhaya Purna". Как обычно, для того, чтобы сделать перевод более персонализированным и более благозвучным для русских читателей, я везде проставила именные обращения, т.е. "бхакта Абхая".
В истории упоминается много религиозных праздников, которые требуют примечаний - обычно я обособляю свои примечания тэгом "прим. переводчика", но в этот раз - для удобства восприятия текста - я проставила везде три астерикса (***) в качестве обособления своих примечаний.
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
Бхакта Абхая относится к раджаса-бхактам - на Голоке, в Лилах Господа Шри Кришны, она известна как Абхая-Пурна-Гопи.
В Раджа Нагаре у Шри Гусайнджи было много учеников и одной из его учениц в этом районе как раз была бхакта Абхая, которая ещё в детском возрасте стала вдовой.*** Бхакта Абхая находилась в очень преклонном возрасте и посвящала всё своё время поклонению детской форме Господа Шри Кришны. Абхая всегда поклонялась Господу Шри Кришне с необычайно любящей и нежной бхавой.
*** Здесь имеется в виду не то, что в брак вступали дети, а то, что мужа - по индийским обычаям - подбирали ещё в детском возрасте, с заделом на взрослое супружеское будущее. Если подобный муж умирал в раннем возрасте, то девочка становилась ребёнком-вдовой. В английском издании используется формулировка "she was a child widow".
Смерть на пороге: попытка №1 - Шри Кришна-Аннакута.
Однажды к бхакте Абхае явилась сама Смерть. В силу милости Шри Гусайнджи, бхакта Абхая обладала различными сиддхами, а потому обратилась к Смерти со следующими словами: "Прости, но я с тобой никуда не пойду. У Кришны сегодня праздник Аннакута, поэтому я должна быть с Ним рядом".
*** Аннакута, также известная как Говардхана-Пуджа, - это осенний праздник, посвященный Шри Кришне и Вриндавану.
Попытка №2 - Шри Кришна-Прабодхини.
Смерть, ошарашенная подобным заявлением, молча вернулась в чертоги Ямараджа. Через несколько дней, собравшись с духом, Смерть снова пришла в дом Абхаи, но бхакта Абхая сказала следующее:
"Смерть, извини, но ты снова выбрала очень неудачное время. Я как раз сегодня отмечаю Прабодхини со своим Кришной, поэтому у нас нет даже секунды свободного времени для тебя".
*** Здесь Абхая говорит о Прабодхини-Экадаши, который соблюдается примерно через 10 дней после Аннакуты. Прабодхини-Экадаши соблюдают поздней осенью - в октябре или ноябре.
Попытка №3 - Шри Гусайнджи-Джаянти.
После случая с Прабодхини-Экадаши Смерть примерно месяц вычисляла удобный час для визита, но снова потерпела крах, так как в день третьего визита бхакта Абхая отправила Смерть восвояси следующей фразой: "Сегодня я отмечаю день явления своего гуру - Шри Гусайнджи, поэтому даже не пытайся заставить меня пойти с тобой!".
Попытка №4 - весенние праздники Шри Ямуны и Шри Кришны.
После третьего фиаско Смерть всю зиму приходила в себя, но даже солнечная весна не принесла Смерти никаких добрых весточек, так как, явившись к дому Абхаи в апреле, Смерть услышала следующие слова:
"Смерть, придётся тебе снова подождать. Весной мы с Кришной отмечаем различные праздники, посвящённые Шри Ямуне. А потом я буду наслаждаться весной в обществе Кришны!".
*** Здесь Абхая говорит о Ямуна-Чхате - празднике явления Шри Ямуны-Деви, который обычно отмечается в начале апреля и который является одним из самых важных праздников для Шри Валлабха-Сампрадаи.
Попытка №5 - Шри Радха-Кришна-Дол.
Выждав ровно 40 дней, Смерть снова явилась на порог ставшего столь знакомым ей дома, но бхакта Абхая опять была неумолима: "Смерть, мои соболезнования тебе лично, но сейчас идёт пора Шри Радха-Кришна-Дола! Как я могу отправиться куда-либо в столь важнейшее для меня время?".
*** Праздник Шри Радха-Кришна-Дол также известен как "фестиваль качелей" - это важнейший праздник Шри Валлабха-Сампрадаи. Во время данного праздника Божества Шри Радхи и Шри Кришны качают на специально построенных качелях.
В английском тексте лаконично упоминается, что Смерть выжидала ровно 40 дней для попытки №5, но объяснения, почему именно 40 дней, не приводится - цитирую английский текст: "Forty days later, Death reappeared...".
Попытка №6 - день явления Шри Валлабха-Ачарьи.
Через 2 месяца Смерть также была отправлена прочь фразой: "Смерть, не приставай ко мне - сейчас идут праздники в честь явления Шри Валлабха-Ачарьи!".
Попытка №7 - Шри Кришна-Джанмаштами.
Предыдущий отказ очень деморализовал Смерть, поэтому она несколько месяцев залечивала душевные травмы, но 7-ая попытка также оказалась чрезвычайно провальной, так как бхакта Абхая сказала следующее:
"Смерть, ни в коем случае! Сейчас полным ходом идут приготовления к Шри Кришна-Джанмаштами, а дальше мы будем долго отмечать этот священный праздник. Я никуда с тобой не пойду!".
Попытка №8 - Шри Радха-Джанмаштами.
В восьмой раз Смерть получила от ворот поворот накануне Шри Радха-Джанмаштами. Бхакта Абхая отправила Смерть в нокаут следующими словами: "Смерть, какую же неудобную дату для своего появления ты выбрала! Я готовлюсь к Шри Радха-Джанмаштами - одному из самых важных праздников в году! Просто уходи - у меня нет времени на разговоры с тобой!".
*** Ранее я публиковала отдельный перевод, посвященный Главам о Шри Радха-Джанмаштами из "Шри Нарада-Пураны" и "Шри Падма-Пураны": Шри Радха-Джанмаштами - врата, дарующая плоды следования миллионам Экадаши.
Ямарадж объясняет Смерти правила жизни Кришна-сиддха-бхактов.
После 8-ого фиаско Смерть отправилась к Ямараджу и сказала: "Бхакта Абхая восемь раз отправляла меня восвояси, указывая на религиозные праздники. Я обозлена и истощена, но ничего не могу поделать с Абхаей - я не могу даже дотронуться до неё!".
Ямарадж ответил: "Смерть, я ничем не могу тебе помочь. Общеизвестно, что все вайшнавы освобождены от обычных правил умирания и посмертного суда. Кроме того, Абхая является сиддха-бхактой. У меня нет никаких полномочий для того, чтобы вмешаться в эту ситуацию, так как судьбами вайшнавов и особенно сиддха-бхактов повелевает лишь Господь Шри Кришна!".
Услышав эти объяснения Ямараджа, Смерть успокоилась и больше никогда не приставала к Абхае.
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
Комментарий Шри Харирайяджи.
Шри Харирайяджи (1590-1715) - один из ключевых Ачарьев Шри Валлабха-Сампрадаи, он составил комментарии к "252 Вайшнава-Вартам". Комментарий Шри Харирайяджи к данной части истории звучит следующим образом:
"В этой части истории показано, что бхакта, совершающий служение Шри Кришне с любящей Бхакти-бхавой, никогда не сталкивается с препятствиями в виде смерти и различных явлений, связанных со смертью. Шри Кришна-Сева (т.е. служение Шри Кришне) изначально содержит в себе подобный Божественный иммунитет против всего смертельного". [окончание комментария Шри Харирайяджи]
Далее мы рассмотрим вторую часть истории. Для понимания второй части важно помнить о том, что Шри Гусайнджи на Голоке является Чандравали-Гопи, а бхакта Абхая на Голоке является Абхая-Пурна-Гопи. Это очень важно в свете того, что далее общий вектор всей истории переходит в плоскость общения между двумя близкими подругами и область шутливых диалогов с Голоки!
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
Продолжение истории сиддха-бхакты Абхаи: Бхишма, Великая Восьмёрка и шутки над Смертью.
Через некоторое время Шри Гусайнджи был проездом в Радж Нагаре и, во время собрания бхактов, обращаясь к Абхае, неожиданно сказал: "Великая Восьмёрка, проходи сюда!".
Бхакты удивились и спросили: "Шри Гусайнджи, почему вы обратились к Абхае по имени 'Великая Восьмёрка'?".
Шри Гусайнджи объяснил: "Бхишма некогда смог отвадить от себя Смерть лишь 1 раз, а Абхая прогнала Смерть восвояси целых 8 раз!".
Затем Шри Гусайнджи продолжил говорить, шутливо обращаясь к Абхае: "Ты буквально спровадила Смерть на тот свет уже 8 раз. Я думаю, теперь можно проявить к Смерти сострадание, впустив её в свой дом и в свою жизнь!".
Абхая ответила: "Смерть меня не контролирует - только Кришна и ты. К тому же, если я оставлю этот мир, то кто будет служить моему Божеству Кришны?".
Шри Гусайнджи сказал: "Твой Кришна может жить со мной!".
Абхая ответила: "Отлично, тогда я передам тебе своё самое величайшее сокровище".
В этот же день Абхая отдала Шри Гусайнджи своё Божество Шри Кришны вместе со всеми личными атрибутами для Кришна-Севы.
Шри Гусайнджи сказал: "Не хочешь оставить хотя бы что-нибудь себе?".
Абхая ответила: "А зачем? Всё уже решено - скоро меня не будет в этом мире!".
Через несколько дней бхакта Абхая оставила тело. Приняв свою истинную духовную форму и проказливо оттолкнувшись ногами от головы Смерти, Абхая отправилась в Вечное Царство Господа Шри Кришны - на Голоку.
Комментарий Шри Харирайяджи.
"У смерти нет никакого контроля над бхактами Господа Шри Кришны. Вспомним слова Гопала Даса:
'Читрагупта*** лично разрывает свиток с записями о карме того, кто становится бхактом Господа Шри Кришны. Смерть боится тех, кто в мыслях, делах и словах руководствуется непоколебимым Прибежищем (Шаранагати) у стоп Шри Валлабха-Ачарьи Махапрабху. Таково учение нашей Сампрадаи'".
*** На вышеупомянутом комментарии Шри Харирайяджи история об Абхая-Пурна-Гопи заканчивается. Я тоже завершаю повествование, а в заключительном примечании просто напомню читателям, что Читрагупта, обычно остающийся в тени более знаменитых Ямараджа и ямадутов, - это один из главных слуг Ямараджа.
Читрагупта ведёт свитки с записями греховной и праведной кармы людей - на основании этих свитков Ямарадж вершит посмертный суд над душами, решая кто в итоге отправится в ад, а кто получит хорошее рождение, но - как уже сказал выше Шри Харирайяджи - для бхактов Господа Шри Кришны таких свитков не существует!
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
ССЫЛКИ НА СКАНЫ: Данная серия постов основана на 3-томном английском издании Шьям Даса - "252 Vaishnavas" by Shri Gokulnathji with Shri Harirayji's commentary, Shyamdas/Tulsidasi, Pratham Peeth Publication, 2002-2006, сканы можно скачать в моих облачных дисках: dropbox, googledrive, teknik, files-fm (рассказанная выше история об Абхая-Пурна-Гопи содержится в Томе 2, со стр. 230).