пятница, 28 октября 2022 г.

"252 Вайшнава-Варты": история принца Джаганнатхи - аскеза речи и несокрушимая вера в Кришну/Гуру/Бхакти-сатсангу

Продолжение серии, посвященной "252 Вайшнава-Вартам" Шри Валлабха-Сампрадаи: предыдущий пост с историей о змее-кусаке и бхакте-забываке можно найти здесь, а рубрикатор всех постов серии находится на blogspot и wordpress.

В этой части мы рассмотрим историю праведного принца Джаганнатхи, который посвящал всё своё время только Шри Кришне, Гуру, Кришна-Шастрам и Бхакти-сатсангу. 

В английском издании принца называют просто "the king", без указания имени - в упрощённом английском тексте это выглядит вполне 'comme il faut', но при переводе на русский язык я решила использовать словосочетание "принц Джаганнатха" для того, чтобы сделать общее повествование более персонализированным.

Имя "Джаганнатха" было выбрано мной по той причине, что первая встреча принца и Шри Гусайнджи произошла в Ориссе - в Храме Господа Шри Джаганнатхи.

И, как обычно, напомню, что главным действующим лицом в обсуждаемых историях является именно Шри Гусайнджи - младший сын Шри Валлабха-Ачарьи. На Голоке Шри Гусайнджи является Шри Чандравали-Гопи, т.е. фактически в данной серии постов мы обсуждаем Лилы Шри Чандравали-Гопи! 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

01. Судьбоносная встреча в Храме Шри Джаганнатхи. 

Принц Джаганнатха относится к раджаса-бхактам - в Шри Кришна-Лиле, на Голоке, данный принц является Манмодини-Гопи

В материальном мире принц Джаганнатха был рождён в Восточной Индии, в царской династии. Уже в 18 лет принц Джаганнатха стал заниматься государственными делами, так как его отец умер, что означало передачу всех дел принцу как наследнику трона. 

Однажды, во время паломничества в Ориссу и местные Храмы Шри Кришны (Шри Джаганнатхи), принц Джаганнатха встретил Шри Гусайнджи. 

Принц Джаганнатха сразу же обрёл видение духовной формы Шри Гусайнджи (т.е. видение Шри Чандравали-Гопи) и тут же обратился к Шри Гусайнджи со следующей просьбой: 

"Пожалуйста, одарите меня Милостью - я хотел бы никогда не терять Божественный Свет и Божественное Вдохновение на пути Шри Кришна-Бхакти". 

Прим. переводчика: в английском издании слова принца Джаганнатхи звучат попроще, но я специально сделала более религиозный перевод на русский - на английском просьба принца звучит вот так: 'Please grace me with the light and inspiration of the Blessed Path'. [окончание прим. переводчика]

Шри Гусайнджи решил, что с задачей духовного наставничества и вдохновения прекрасно справится Чачаджи, а потому обратился к Чачаджи со следующими словами: "Пусть принц Джаганнатха проведёт несколько дней в твоём обществе - так ты сможешь обучить его мудрости Шри Кришна-Бхакти"

Прим. переводчика: Чачаджи является одним из близких учеников Шри Гусайнджи - на Голоке Чачаджи является Чандракалой-Гопи. Историю о Чачаджи, Туласи-Мале и ракшасах я ранее публиковала в отдельном посте. [окончание прим. переводчика]

02. Превращение в бхавика-бхакта всего за 5 дней!

После этого Шри Гусайнджи уехал в Раджастан, а Чачаджи остался с принцем Джаганнатхой ровно на 5 дней. За эти 5 дней Чачаджи рассказал принцу истины о духовной форме Шри Гусайнджи (т.е. о Шри Чандравали-Гопи) и Шри Кришна-Бхакти. Чачаджи также обучил принца медитации на Лилы Господа Шри Кришны в сердце. 

Таким образом, всего за 5 дней, принц Джаганнатха превратился в святого бхавика-бхакта, обладающего как Шри Гуру-Бхавой, так и Шри Кришна-Лила-Бхавой. 

Увидев такой мгновенный прогресс, Чачаджи решил, что он может вернуться в Гокулу. К тому времени Шри Гусайнджи также уже прибыл в Гокулу - встретившись с Чачаджи, Шри Гусайнджи неимоверно обрадовался новостям о мгновенном духовном становлении принца Джаганнатхи. 

03. Аскеза речи и полное отречение, невзирая на все соблазны королевского двора.

Принц Джаганнатха был невероятно привязан к Шри Гусайнджи и Шри Гуру-Бхакти, а также максимально отречён: у принца не было ни малейшей привязанности к мирским разговорам, богатству, женщинам и прочим соблазнам королевского двора.

Принц Джаганнатха практиковал аскезу речи, а потому всё своё время проводил в молчании и медитации на Кришна-Лилы. Всё своё богатство принц Джаганнатха использовал лишь для служения Господу Шри Кришне. 

04. Случай с бардами. 

Однажды мимо дворца проходили странствующие барды - они начали льстиво воспевать славу принца, но принц Джаганнатха даже не стал смотреть в их сторону. 

Встревоженные барды обратились к свите принца с вопросами: "Мы чем-то разгневали принца? Что не так с нашими песнями?". 

Один из слуг принца Джаганнатхи ответил: "Наш принц безразличен ко всему мирскому - он очень религиозен и интересуется лишь обетами на пути Шри Кришна-Бхакти и Шри Гуру-Бхакти. Принц будет доволен только в том случае, если вы споёте киртаны, посвящённые Шри Кришне, Шри Валлабха-Ачарье и Шри Гусайнджи!". 

Барды были знакомы с основами Шри Валлабха-Сампрадаи и начали петь киртаны, посвящённые Шри Валлабха-Ачарье и его окружению. 

Услышав религиозные песни, принц Джаганнатха очень обрадовался и вознаградил бардов различными подарками со словами: 

"Я - слуга Шри Кришны, Шри Валлабха-Ачарьи и Шри Гусайнджи. Лишь благодаря Их Милости я стал принцем, поэтому - в своём королевстве - я одобряю лишь Бхакти-киртаны, а не заурядные мирские песенки". 

05. Шри Кришна-Шастры, Бхакти-сатсанга и объявление бойкота всем мирским связям.

Принц Джаганнатха также уделял повышенное внимание Бхакти-сатсанге (т.е. общению с другими бхактами: सत्सङ्ग - satsaṅga' переводится с санскрита как 'духовное общение/собрание святых'), поэтому в его дворец часто приходили бхакты Шри Валлабха-Сампрадаи. Если сатсанги не было, то принц Джаганнатха, оставшись в полном одиночестве, проводил время в изучении Шри Кришна-Шастр. 

Принц Джаганнатха испытывал необычайное духовное счастье от медитации на Кришна-Лилы, но при этом он также очень ценил каждого бхакта и обладал несокрушимой верой в могущество Бхакти-сатсанги, стараясь лично служить каждому бхакту, приходящему в его дворец. 

Все мирские связи, вредившие Шри Кришна-Бхакти, принц Джаганнатха оборвал. Шри Гусайнджи был чрезвычайно доволен такими жизненными поворотами в судьбе принца!

Комментарий Шри Харирайяджи. 

Шри Харирайяджи (1590-1715) - один из ключевых Ачарьев Шри Валлабха-Сампрадаи, он составил комментарии к "252 Вайшнава-Вартам". Шри Харирайяджи лаконично, но исчерпывающе комментирует данную историю - цитирую: 

"В этой истории показано, что бхакты всегда общаются лишь с душами, близкими им по образу мышления/настроению/бхаве. Мирское общение и пустая болтовня со слухами всегда ослабляют Шри Кришна-Бхакти-Бхаву". 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

ССЫЛКИ НА СКАНЫ: Данная серия постов основана на 3-томном английском издании Шьям Даса - "252 Vaishnavas" by Shri Gokulnathji with Shri Harirayji's commentary, Shyamdas/Tulsidasi, Pratham Peeth Publication, 2002-2006, сканы можно скачать в моих облачных дисках: dropboxgoogledriveteknikfiles-fm (рассказанная выше история о принце Джаганнатхе содержится в Томе 2, со стр. 167).    

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва28-октября-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах