Содержание лонгрида:
01. Вступление.
02. Издания и нумерация Глав.
03. Лучшая Вишну-упасана и история суров.
04. Классическая Гопала-Дхьяна и Тантрические элементы в "Шри Вишну-СахасраНаме" из Аванти-Кханды "Сканда-Пураны".
05. Подходит ли версия "Шри Вишну-СахасраНама" из "Сканда-Пураны" ортодоксальным вайшнавам?
06. Пхала-Шрути и Хари-Хара-Видья.
07. Личный опыт.
》═══════~◈~═══════《
01. Вступление.
Я этой весной добавила в свою садхану необычный и редкий "Шри Вишну-СахасраНам" из Аванти-Кханды "Сканда-Пураны".
Это очень необычная версия "1000 Имён Бхагавана Шри Вишну" с уходом в Тантру - например, в данном СахасраНаме упоминаются одновременно Кулачара (Шри Видья) и Вамачара - далее по тексту я приведу соответствующие шлоки.
Ещё одной необычной чертой является совмещение в этом СахасраНаме сразу 3 направлений: классическая Вишну-Видья + СадаШива-Видья + Гопала-Видья.
В процентном соотношении расклад выглядит примерно вот так (подсчёты приблизительные): 60% Имён Господа Шри Вишну + 30% Имён СадаШивы + 10% Имён Шри Кришны (Гопала).
02. Издания и нумерация Глав.
Нумерация Глав в английском издании "Сканда-Пураны" от Motilal Banasirdass и изданиях на Санскрите различается: у Motilal Banasirdass - это Глава 63 в Томе 12 (ссылка на pdf-сканы в моей электронной библиотеке), тогда как, например, в сканах с Vedic Reserve (ссылка на их сайт) - это Глава 74 Аванти-Кханды.
Несколько лет назад один из участников форума www.brahminsnet.com сделал красивую pdf-версию на Санскрите (ссылка форум) - в своей версии он также указал Главу 74 Аванти-Кханды как источник. На этом форуме действует строгая система регистрации, поэтому обычному человеку скачать что-либо с этого форума очень сложно - в общем, далее ссылки на скачивание этой красивой версии из моих облачных хранилищ: box, dropbox, koofr, googledrive.
Я этот вариант с brahminsnet.com прогнала через OCR [кстати, я особенно рекомендую бесплатную и великолепную систему https://ocr.sanskritdictionary.com/], тщательно сверила несколько раз и сделала свой собственный вариант в TXT-формате, который можно перегонять в ITRANS и IAST, но поделиться им не могу, так как для этой версии "1000 Имён Бхагавана Шри Вишну" существуют строжайшие ограничения на передачу - об этом говорит Маркандея-Риши в начале данного "Шри Вишну-СахасраНама":
śrī mārkaṇḍeya uvāca
viṣṇubhaktiḥ parā nityā sarvāti duḥkhanāśinī ।
sarvapāpaharā puṇyā sarvasukhapradāyinī ॥ 74-70 ॥
eṣā brāhmī mahāvidyā na deyā yasya kasyacit ।
kṛtaghnāya hyaśiṣyāya nāstikāyānṛtāya ca ॥ 74-71 ॥
"Сканда-Пурана", Аванти-Кханда, 74.70-71: "Нет ничего выше Вишну-Бхакти, которое всегда разрушает любые страдания и грехи, а также дарует все формы пунья-кармы и счастья. Эту МахаВидью (т.е. данную версию "Шри Вишну-СахасраНама") нельзя передавать всем подряд. Следует тщательно избегать передачи следующим типам: неблагодарным, атеистам, похотливым и тем, кто не является шишьей (т.е. посвящённым учеником)".
В общем, в открытом доступе удобно читаемую версию размещать нельзя, поэтому выше я разместила ссылки на неудобно читаемую Санскрит-версию, что будет барьером для непосвящённых. Следуя предостережению Маркандея-Риши, далее я просто приведу краткий обзор запоминающихся идей из данной версии "1000 Имён Бхагавана Шри Вишну".
03. Лучшая Вишну-упасана и история суров.
Данный "Шри Вишну-СахасраНам" связан с историей суров, которые пострадали во время правления демона Хираньякашипу. Как все мы помним, Хираньякашипу захватил райские Локи и изгнал всех суров на низшие планеты, где они стали влачить жалкое существование.
Суры обратились к Брахме за помощью и Брахма сказал им, что они должны следовать Вишну-упасане для избавления от страданий. Суры, в свою очередь, спросили: "А что является лучшим видом Шри Вишну-упасаны?" - на что Брахма ответил, что поклонение либо Белой ЧетырёхРукой Форме Господа Шри Вишну, либо Чёрной Форме Шьяма-Джанарданы, приведёт их к успеху:
brahmovāca
śrūyatāṃ bhoḥ suraśreṣṭhā viṣṇubhaktimanuttamām ।
śuklāmarabadharaṃ devaṃ śaśivarṇaṃ caturbhujam ॥ 74-62 ॥
prasannavadanaṃ dhyāyetsarvavighnopaśāntaye ।
lābhasteṣāṃ jayasteṣāṃ kutasteṣāṃ parājayaḥ
yeṣāmidīvaraśyāmohṛdayastho janārdanaḥ ॥ 74-63 ॥
Сканда, Аванти, 74.62-63 (слова Брахмы): "Вам нужно следовать высшей форме Бхакти (Уттама-Бхакти), т.е. Вишну-Бхакти. Для избавления ото всех страданий и препятствий следует медитировать на Белого Господа Шри Вишну в белых одеждах - Его Четырёх-Рукую Форму, которая подобна Луне.
Медитация на Тёмную Форму Господа Шри Вишну (Шьяма-Джанардана), которая подобна цветом синему лотосу и которая находится в сердце каждого живого существа, также приводит к победе и успеху во всех делах.
Вишну-бхакты, которые практикуют данные виды упасаны, никогда не встречаются с бедами и поражениями!".
Далее в истории появляется Маркандея-Риши, который подтверждает слова Брахмы, а также произносит стихи про Вишну-Бхакти и то, что данную МахаВидью нельзя разглашать - данные стихи я уже цитировала выше (viṣṇubhaktiḥ parā nityā sarvāti...mahāvidyā na deyā yasya kasyacit...).
Маркандея-Риши передаёт сурам "Шри Вишну-СахасраНам" как упасану, которая приведёт их к успеху и избавлению от гнёта демона Хираньякашипу.
04. Классическая Гопала-Дхьяна и Тантрические элементы в "Шри Вишну-СахасраНаме" из Аванти-Кханды "Сканда-Пураны".
Дхьяна к данному СахасраНаму - это классическая Гопала-Дхьяна:
sajaṃjala jalada nīlaṃ darśito dāra śīlam
kara tala dhṛta śailaṃ veṇu vādye rasālam
vraja jana kula pālaṃ kāminī keli lolam
taruṇa tulasi mālaṃ naumi gopāla bālam
Сканда, Аванти, 74-75 (частичный перевод): "Я поклоняюсь Нила-Гопалу (т.е. Гопалу тёмного цвета, похожего на цвет тёмного облака перед дождём), который играет во Врадже с камини (девушками-гопи) и всегда носит гирлянду Туласи...".
Подобная дхьяна, казалось бы, предвещает один из Гопала-СахасраНамов, но далее весь текст будет редко обращаться к Гопала-Видье, так как уйдёт в очень серьёзную МахаВишну-Видью и СадаШива-Видью.
Очень необычной чертой данного "Шри Вишну-СахасраНама" является упоминание Вамачары (Вама-Марга) в стихе 86:
vāmano vāmamārgī ca vāmakarmā bṛhad vapuḥ ।
trailokya kramaṇo dīpo bali yajña vināśanaḥ ॥ 86 ॥
Сканда, Аванти, 74-86: "Вамана, Вамамарги (Тот, Кто следует Вамачаре), Вамакарма (дарующий отличную карму), Брихадвапу (Тот, у Кого гигантское тело), Трайлокья-крамана (Тот, Кто измерил Землю всего 3 шагами, т.е. Вамана), Дипа (Свет), Бали-яджна-винашана (Тот, Кто разрушил жертвоприношение Бали)".
Далее тема Тантры будет развиваться на протяжении всего текста данного "Шри Вишну-СахасраНама" - например, стих 122 звучит следующим образом:
mantrado mantrahā mantrī tantrī tantra janapriyaḥ ।
sanmantro mantravin mantrī yantra mantraika bhañjanaḥ ॥ 122 ॥
Сканда, Аванти, 74-122 (частичный перевод): "Мантрада (Дарующий Мантры), Мантраха (Разрушающий Мантрами, а также Разрушитель Мантра-садханы тех, кто недостоин садханы), Мантри (Тот, Кто знает все Мантры), Тантри (Тот, Кто знает все Тантры), Тантра-джана-прия (Тот, кто любит всех тантриков и Тот, кого любят все тантрики)...".
Сразу в следующей шлоке упоминаются классические Тантрические прайоги - марана (наведение смерти), мохана (наведение иллюзии), стамбхана (наведение паралича) и другие:
māraṇo mohano mohī staṃbhoccāṭana kṛt khalaḥ ।
bahumāyo vimāyaśca mahāmāyā vimohakaḥ ॥ 123 ॥
Следующий стих отражает классическую Сиддханту из "Шри Лакшми-Тантры" и всей Шри Вайшнава-ПанчаРатры - напомню, что в классическом Вайшнавизме считается, что дживу порабощает в Майе/сансаре именно Сам Господь Шри Вишну (либо Шримати Лакшми-Деви) - об этой идее Шримати Лакшми-Деви рассказывает на протяжении всей первой половины "Шри Лакшми-Тантры":
mokṣado bandhako bandī hyākarṣaṇa vikarṣaṇaḥ ।
hrīṃkāro bījarūpī ca klīṃkāraḥ kīlakādhipaḥ ॥ 124 ॥
Сканда, Аванти, 74-124 (частичный перевод): "Тот, Кто дарует Мокшу и Тот, Кто порабощает в сансаре (mokṣado bandhako bandī). Тот, Кто является Сутью Тантрических Мантр (Бидж) 'ХРИМ' и 'КЛИМ'".
Кстати, если говорить о вышеупомянутой Вамачаре, то можно заметить, что зачастую вамачарики очень враждебно относятся к Ведам. В данном "Шри Вишну-СахасраНаме" подобной узколобости, к счастью, нет. Например, в стихе 126 говорится:
vedo vedavido vedī vedādhyāyī sadāśivaḥ ।
ṛg yajuḥ sāmārtha veśaḥ sāmagāna karo ' karī ॥ 126 ॥
Сканда, Аванти, 74-126 (частичный перевод): "Тот, Кто является Ведой и Знающим все Веды. Обладающий всеми Ведами и Изучивший все Веды. СадаШива. Повелитель Риг-Веды, Яджур-Веды, Сама-Веды и Атхарва-Веды...".
Стих 134 примечателен упоминанием Кулачары - не перевожу, так как смысл будет прекрасно понятен всем тантрикам и особенно тем, кто следует Кула-Видье:
yugo yugandharo yogyo yuga dharma pravartakaḥ ।
kulācāraḥ kulakaraḥ kuladaiva karaḥ kulī ॥ 134 ॥
В стихе 155 упоминаются МахаВишну и Махешвара - данная тема также будет особенно подчёркнута в Пхала-Шрути, в стихе о Хари-Хара-Видье (смотрите далее по тексту):
sañjīvano jīvakartā sajīvo jīvasaṃbhavaḥ ।
ṣaḍviśako mahāviṣṇuḥ sarvavyāpī maheśvaraḥ ॥ 155 ॥
05. Подходит ли версия "Шри Вишну-СахасраНама" из "Сканда-Пураны" ортодоксальным вайшнавам?
После рассмотренного выше Тантрического блока у многих может возникнуть вопрос из серии: "Подходит ли эта версия 'Шри Вишну-СахасраНама' для вайшнавов или она больше предназначена для тантриков, которые обычно совмещают различные Видьи в стиле винегрета?".
Ответ прост - да, идеально подходит, так как, как я уже указала в начале, в этой версии "Шри Вишну-СахасраНама" примерно 70% стихов относятся к классическому Вайшнавизму.
Например, приведу наиболее запоминающиеся шлоки с упоминанием наших родных, вайшнавских Богинь - Лакшми (Богиня Шри - śriyālayaḥ - стих 74.139), Рукмини (rukmiṇī ramaṇo ramyaḥ - стих 74.183) и Сита (sītāpatiḥ patiḥ śrīmān - стих 74.105):
nidhireva mahāpadmaḥ padmākara śriyālayaḥ ।
padmanābhaḥ parītātmā parivrāṭ puruṣottamaḥ ॥ 74-139 ॥
vidyāśālī viśālī ca pitṛ mātṛ vimokṣakaḥ ।
rukmiṇī ramaṇo ramyaḥ kālindī patiḥ śaṅkahā ॥ 74-183 ॥
dāsarathī rāghavo rāmo raghuvaṃśa vivardhanaḥ ।
sītāpatiḥ patiḥ śrīmān brahmaṇyo bhakta vatsalaḥ ॥ 74-105 ॥
В стихе 74.116 упоминаются наши родные Локи - Вайкунтха и Айодхья:
ayodhyādhipatiḥ kānto vaikuṇṭho 'kuṇṭha vigrahaḥ ।
satyavrato vratī śūras tapī satya phalapradaḥ ॥ 116 ॥
А весь СахасраНам начинается с упоминания Имени Господа Шри Вишну - самый первый стих звучит следующим образом:
oṃ viśvaṃ viṣṇur hṛṣīkeśaḥ sarvātmā sarvabhāvanaḥ ॥ 76 ॥
Кроме того, напомню, что в Дхьяне к данному "Шри Вишну-СахасраНаму" упоминался Врадж, Гопала-Кришна и Враджа-камини (Гопи), а вот как, например, звучит стих 168:
gopano gopako gopī gopa kanyā vihāra kṛt ।
vāsudevo viśālākṣaḥ kṛṣṇo gopījana priyaḥ ॥ 168 ॥
В общем, отличный набор, поэтому данную версию "Шри Вишну-СахасраНама" можно смело добавлять в садхану, особенно с учётом того, что многие из нас также повторяют "1000 Имён Шри Лакшми" из "Сканда-Пураны" - в сочетании с данной версией получается прекрасная пара СахасраНамов именно из "Сканда-Пураны"!
06. Пхала-Шрути и Хари-Хара-Видья.
У данного "Шри Вишну-СахасраНама" очень мощное Пхала-Шрути, которое занимает аж несколько страниц - в первой шлоке Пхала-Шрути говорится следующее:
nāmnāṃ sahasraṃ nāmedaṃ viṣṇor atula tejasaḥ |
sarva siddhi karaṃ kāmyaṃ puṇyaṃ hariharātmakam || 206 ||
Сканда, Аванти, 74-206: "Эти 1000 Имён Господа Шри Вишну, Который обладает ни с чем и ни с кем несравнимым Сиянием, даруют все сиддхи и все виды пунья-кармы, а также исполняют все желания, так как Хари-Хара-Видья (т.е. МахаВишну-СадаШива-Видья) является основой этого СахасраНама".
Далее я изложу Пхала-Шрути выборочно и тезисно, без цитирования Санскрита.
◆ Данный "Шри Вишну-СахасраНам" обычно повторяют рано утром: самая идеальная форма повторения - три раза в день (три сандхьи).
◆ Особенно предписывается повторение во время голода, эпидемий (холеры, например), для избавления от нищеты и атак всех видов (животные в джунглях, грабители и т.п.), а также для того, чтобы избежать заключения в тюрьму и казни.
◆ Лучшие места для декламирования данного "Шри Вишну-СахасраНама": рощи/парки с Шри Туласи, Храмы Господа Шри Вишну, озёра/острова, Бадарика-Ашрам, Ганга-Двара, пещеры аскетов, Мадхуван, Праяг (смотрите отдельный пост о Праяге из "Шри Падма-Пураны"), Дварака и Маха-Кала-Вана.
◆Данный "Шри Вишну-СахасраНам" также важно повторять во время зловредных соединений планет - тогда они не принесут никакого вреда.
◆ Данный "Шри Вишну-СахасраНам" помогает, если у ребёнка в гороскопе есть указания на несчастные случаи, болезни и т.п., а также в случае бесплодия и любых проблем с рождением/детьми.
07. Личный опыт.
В ночь перед первым повторением данной версии "Шри Вишну-СахасраНама" (примерно 2 недели назад) мне приснился прекрасный сон про божественную девушку в белом - подобные сны всегда предвещают успех в садхане и указывают на правильность выбранной упасаны в целом.
Также отмечу то, что я совмещаю декламацию данного "Шри Вишну-СахасраНама" с повторением одной из классических Гопала-Мантр и повторением одной из "Трайлокья-Мохана-Кавач" Шри Кришны.
Возможно, позже я также добавлю в садхану одну из Трайлокья-Мохана-Гаятри-Мантр Бхагавана Шри Вишну, но пока это планы на будущее.
Если вы будете делать собственную версию данного "Шри Вишну-СахасраНама" на основании варианта с brahmins.net, то рекомендую тщательно следить за мелкими ошибками, так как в варианте с brahmins.net они встречаются - в сущности, их легко заметить тем, у кого выработано лингвистическое чутьё на Санскрите.
У меня подготовка собственной версии и сверка заняла 2 дня, а сам "Шри Вишну-СахасраНам" не вызвал проблем с декламацией, так как он составлен на простом Санскрите.
Общее количество шлок - 130, декламация занимает 15-20 минут, т.е. здесь всё стандартно по меркам всех существующих СахасраНамов.
Статья by Вишнудутка Вишновская, Шри Рамануджа-Сампрадая,
Москва, 03-апрель-2021