Синопсис. В данной статье я объясняю классический киртан Шри Аннамачарьи под названием "trikaraNaSuddhiga jEsinapanulaku", а также рассказываю о том, почему у нас - в Шри Рамануджа-Сампрадае - НЕ уделяют внимания простому повторению Имени Хари, но при этом придают громаднейшее значение Шри Венкатешвара-Прапатти, т.е. преданию и поклонению Шри Венкатешваре (Бала-Джи), который является одним из Ишта-Деватов нашей Сампрадаи. [окончание синопсиса]
В журнале "Saptagiri" за сентябрь-2021 (один из официальных журналов Шри Рамануджа-Сампрадаи, который распространяется бесплатно на нескольких языках - ссылка на pdf-сканы) была опубликована прекрасная статья "Annamayya's Vignettes of Wisdom - 4" профессора М. Раджагопалачари.
В этой статье профессор М. Раджагопалачари рассматривает киртан Шри Аннамачарьи - этот киртан называется "trikaraNaSuddhiga jEsinapanulaku".
Данный киртан прекрасно иллюстрирует всю традицию Альваров и Шри Рамануджа-Сампрадаи, так как в киртане Шри Аннамачарья сначала говорит о величии повторения двух слогов "ХА-РИ", но завершает киртан указанием на важность поклонения Шри Венкатешваре (Шри БалаДжи).
Точно такую же последовательность можно часто встретить в произведениях 12 Альваров: Альвары никогда не говорят о простом повторении Имён Господа Шри Вишну (например, просто имени "Хари"), всегда дополняя любые идеи о поклонении Господу Шри Вишну самой важной идеей, которая заключается в поклонении Шри Венкатешваре, Шри РангаНатхе и другим Божествам Дивья-Деш Шри Рамануджа-Сампрадаи.
Киртаны Шри Аннамачарьи базируются на следующем паттерне: "паллави" (основная идея в 2 строках) + "чаранам" (3 строфы, объясняющие основную идею), а непосредственно киртан "trikaraNaSuddhiga jEsinapanulaku" звучит следующим образом.
trikaraNaSuddhiga jEsinapanulaku dEvuDu meccunu lOkamu meccunu |
vokaTi kOTiguNitaMbagumArgamuluMDaga brayAsapaDanElA [PALLAVI]
Паллави - перевод: "Карма, которая основана на чистоте мыслей, речи и поступков, рекомендована во всех Писаниях, но если есть лёгкие способы, которые могут мгновенно увеличить карму в тысячи раз, то к чему скитаться в поисках сложных путей?".
tanamanasE paripUrNamaina gOdAvari gaMgA kAvEri |
kanakabiMduyamunAgayAdi muKyakShEtraMbula saMtatamun |
dinakarasOmagrahaNakAlamula tIrthAcaraNalu sEsinaPalamulu |
tanudAnE siddhiMcunu vUrakE davvulu dirugaga *marxi* yElA [CHARANAM-1]
Чаранам 1 - перевод: "Омовение в Годавари, Ганге, Кавери, Ямуне; посещение таких священных мест, как Гайя; следование аскезам во время солнечных и лунных затмений - всё это дарует огромные духовные и материальные плоды. Но к чему совершать изматывающие паломничества и сложные аскезы, если...[далее идёт логический переход к идее из Чаранам 2]".
hari yanureMDakSharamulu nuDivina naKilavEdamulu maMtramulu |
garima dharmaSAstrapurANAdulu kramamuna jadivinapuNyamulu |
paramatapOyOgaMbulu modalagubahusAdhanamulasAraMbu |
paripakvaMbai PaliyiMcagA baTTabayalu vedakanElA [CHARANAM-2]
Чаранам 2 - перевод: "Те, кто просто повторяют 2 слога 'ХА' и 'РИ' (т.е. такое Имя Господа Шри Вишну как 'Хари'), обретают плоды произнесения всех Вед, всех Мантр, всех Дхарма-Шастр, всех Пуран, а также плоды совершения всех величайших аскез и всех видов йоги.
К чему следовать всем перечисленным, усложнённым садханам и паломничествам, если можно просто повторять Имя 'ХАРИ'? НО...[далее мы переходим к идее из Чаранам 3]".
Примечание переводчика (Vishnudut1926): Обычно гуру попроще останавливаются на идее, которая прозвучала в рассмотренном выше Чаранам 2, но Шри Аннамачарья НЕ относится к тривиальным нама-гуру и банальным бхакти-гуру, поэтому далее, в Чаранам 3, Шри Аннамачарья провозглашает более высшую идею, а именно идею поклонения Господу Шри Венкатешваре и Шри Венкатешвара-Прапатти.
modala SrIvEMkaTapatikini jEyetti mokkinamAtramulOpalanE |
padilapuShODaSadAnayAgamulu paMcamahAyaj~jaMbulunu |
vadalaka sAMgaMbulugA jEsinavADE kADA palumAru |
madimadinuMDE kAyaklESamu mATiki mATiki danakElA [CHARARAM-3]
Чаранам 3 - перевод: "Вайшнав, который приветствует Господа Шри Венкатешвару, высоко подняв руки, автоматически получает плоды 16-компонентного поклонения Господу Шри Вишну (шодаша-упачара) и плоды совершения 5 великих Ведических яджн (панча-маха-ягья***), выполненных без малейшей ошибки.
Зачем страдать день ото дня, следуя сложным ягьям, аскезам, паломничествам и садханам, если можно просто принять Прапатти/Шаранагати у Стоп Господа Шри Венкатешвары?".
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Панча-маха-ягья - это 5 жертвоприношений, 4 из которых нужно выполнять ежедневно. Смотрите таблицу-объяснение ниже (а также на box, koofr, plurk):
И обратимся к комментарию-объяснению из статьи М. Раджагопалачари - далее мой перевод с английского (с сокращениями):
"Обычно люди предпочитают совершать паломничества в отдалённые храмы Индии - например, в Харидвар, Кедарнатх, Амарнатх, Гайю и т.д. Люди таже посещают различные священные реки: Годавари, Кришну, Тунгабхадру, Гангу, Кавери, Ямуну и т.п.
На подобные паломничества тратятся огромные физические и умственные усилия, так как традиционно считается, что лишь такие сложные паломничества могут избавить человека от накопленных грехов и увеличить его благоприятную карму.
Мы не ставим под сомнение истинность подобных паломничеств, так как они часто предписываются в Пуранах, но Шри Аннамачарья в рассмотренном выше киртане 'trikaraNaSuddhiga jEsinapanulaku' твёрдо говорит о том, что есть гораздо лёгкие методы для обретения пунья-кармы и задаёт резонный вопрос:
'К чему проходить через ненужные страдания с паломничествами и аскезами, если можно просто поклоняться Господу Шри Венкатешваре, обретая при этом гораздо большие плоды?'
В наше время можно наблюдать огромные всплески безверия и атеизма. Между мыслями, речью и действиями людей часто нет гармонии.
Это называется недостаток читта-шуддхи/недостаток трикарана шуддхи [прим. переводчика: 'читта-шуддхи' - это религиозная чистота ума/сознания, а 'трикарана шуддхи' - это согласованность и гармония между тремя действиями: умственными, речевыми и физическими - о трикарана шуддхи Шри Аннамачарья как раз поёт выше, в Паллави].
Проблемы с читта-шуддхи ведут к очень плохой, очень слабой вере на всех уровнях. Человек подозревает человека. Обещания не сдерживаются.
Люди становятся одержимы эгоизмом и обращаются к шодаша-дане, т.е. 16 видам даны/подаяний/благотворительности: го-дане (дарению коров), ратна-дане (дарению драгоценностей), вастра-дане (дарению одежд) и т.д - лишь для того, чтобы как-то улучшить свою карму.
Некоторые рьяно совершают панча-маха-ягью.
Нет спора - всё это хорошо, но не легче ли вспомнить о существовании Господа Шри Вишну и произнесении Имени "Хари", которое, как указывает выше Шри Аннамачарья, уже содержит в себе все указанные даны и ягьи?
Если человек просто произносит Имя "Хари" , то он обретает читта-шуддхи и его ум автоматически превращается в священное место для паломничеств". [окончание отрывка из комментария М. Раджагопалачари]
Послесловие.
На идее об Имени "Хари" статья М. Раджагопалачари обрывается, так как это серия статей, которая публикуется по частям - следующая часть появится в октябрьском номере "Saptagiri", а может, даже в более поздних номерах.
На всякий случай, напомню, что в Шри Рамануджа-Сампрадае нет традиции повторения Имени "Хари" и "Хари-Мантр" - мы повторяем ТОЛЬКО различные Нараяна-Мантры, Венкатешвара-Мантры, РангаНатха-Мантры, МахаЛакшми-Мантры, Сударшана-Мантры, Гаруда-Мантры и другие, но никогда, например, не "харе-кришна-мантру".
Это я пишу для того, чтобы какой-нибудь истеричный кришнаит не прилез в эту статью и не начал вопить что-нибудь из серии: "Ой, мамочки, смотрите в Рамануджа-Сампрадае, оказывается, есть харе-кришна-мантра".
Нет, у нас нет харе-кришна-мантры. Как видно, Шри Аннамачарья просто использует классическую идею об Имени "Хари" из Пуран для того, чтобы подвести нас к более высшей идее - поклонению Господу Шри Венкатешваре.
Не стоит также забывать о том, что Шри Аннамачарья часто писал киртаны именно для простых людей и, естественно, подобный стиль письма не предполагает цитирования усложнённой Веданты Шри Рамануджа-Ачарьи и объёмных параграфов из 5-Томной "Шри Нараяна-Самхиты".
Простой слог и простые Пуранические истины для простого народа - этим объясняется то, что в рассмотренном выше киртане появляется указание на Имя "Хари", но появляется лишь как мостик к Шри Венкатешвара-Прапатти!