четверг, 24 октября 2019 г.

"Альвары Шри Рамануджа-Сампрадаи" - Часть 03 - "Шри НаммАльвар, Дравида-Веды, 'Брихад-Брахма-Самхита', Гопи-Бхава и Кришна-Тришна"...


Disclaimer для читателя: В одном из сегментов данной статьи разбирается "Шри Брихад-Брахма-Самхита" и даются не очень лицеприятные отзывы о "Брахма-Самхите" кришнаитов. Если вы относитесь к кришнаитам и не любите, когда вашу веру в Кришну/Голоку задевают, то вам лучше дальше не читать. 

В сущности, в статье нет ничего страшного - я просто как обычно сильно треплю Кришну/Кришнаизм и устанавливаю превосходство Бхагавана Шри Вишну/Шри Нараяны с точки зрения Вед и Шри Вайшнава-ПанчаРатры.

Если вы все-таки прочитаете сегмент с обсуждением "Шри Брихад-Брахма-Самхиты" и у вас возникнет вопрос из серии: "Неужели с Кришнаизмом всё так плохо?", то отвечу следующее:
с точки зрения ортодоксального Вайшнавизма с Кришнаизмом всё действительно очень плохо, но с точки зрения Кали-Юги - нет, так как Кришнаизм, несмотря на всю свою ошибочность и упрощённость, идеально подходит для спасения падших людей Кали-Юги. 

В сущности, специально для падших людей Кали-Юги Кришнаизм и был создан, поэтому, если вы верите в Кришну и Кришнаизм, то нет смысла сходить с этого пути, так как Кришнаизм в итоге сделает ровно то, для чего предназначен, - приведёт вас на Голоку. 

Данная статья, наоборот, написана для тех джив, которые стремятся попасть на Шри Вайкунтху, к Бхагавану Шри Нараяне. Надеюсь на понимание и на то, что данная статья не разрушит ничьей веры в Кришну. [окончание disclaimer] 

Продолжение серии статей, посвященной Альварам Шри Рамануджа-Сампрадаи и основанной на книге Шриниваса Чари под названием "Philosophy and Theistic Mysticism of the Alvars" by S.M.S.Chari (#ссылка на pdf-скан), предыдущую часть серии можно найти #здесь. Данная часть под номером 3 посвящена Шри НаммАльвару. 

Шри НаммАльвар является уникальным святым-мистиком как с точки зрения монументальности Гимнов, так и с точки зрения того вклада, который он внёс в теологию и философию Вайшнавизма. По этой причине Шри Вайшнавы часто называют НаммАльвара "кулапати" (буквально "глава семейства всех Шри Вайшнавов" от Санскритского слова कुलपति - "kulapati"), а также "Нам Альвар" ("наш Святой"). 

Местом явления Шри НаммАльвара является Тируккурухур [Tirukkuruhur, современное название - Alvar Tirunagari, South India]. Его родители принадлежали к такой касте, как "валлала" [vellalar, vallala], они были вайшнавами с самого рождения. 

Родители дали Шри НаммАльвару имя "Маран" [Maran], впоследствии Шри НаммАльвар станет также известен под такими именами как "Сатхакопан" и "Паранкуша" [Sathakopan/Parankusha]. И также сразу отметим то, что в своих Гимнах Шри НаммАльвар часто называет себя такими именами как "Маран Сатхакопан" и "Курухур Сатхакопан" [Maran Sathakopan/Kuruhur Sathakopan]. 

Шри НаммАльвар однозначно признается всеми Ачарьями как Нитья-Сури и Ану-Правеша-Аватара. В связи с этим уже в младенчестве поведение Шри НаммАльвара сильно отличалось от поведения обычных человеческих детей: Шри НаммАльвар всегда был погружен в Шри Вишну-Дхьяну, а когда родители отнесли его к ближайшему Храму Господа Шри Вишну, то Шри НаммАльвар сразу выбрал местом для своего проживания дерево тамаринд, которое находилось рядом с данным Храмом. 

Погрузившись в Шри Вишну-Дхьяну (самадхи), Шри НаммАльвар жил под этим деревом до 16 лет, пока его не нашёл Шри МадхураКави-Альвар, который вывел Шри НаммАльвара из самадхи с просьбой стать его Вайшнава-гуру. 

После пробуждения от самадхи Шри НаммАльвар изрёк невероятно красивые Тамильские Гимны, наполненные мистическими переживаниями от созерцания Бхагавана Шри Вишну. Данные Гимны впоследствии стали известны как "Шри Тируваймоли" [Tiruvaymoli] или "Божественные изречения".

Примечание Шриниваса Чари: "Тиру" означает "священный, божественный", "моли" означает "слова, изречения", а "вай" означает "уста". Таким образом, буквально название "Шри Тируваймоли" переводится как "Божественные изречения из уст святого". [окончание примечания]

В Гимне-эпиграфу к "Шри Тируваймоли" Шри НаммАльвар отмечает то, что лишь по Милости Бхагавана Шри Вишну он был благословлён знанием, которое ведёт к "матиналам" [matinalam] - очень интенсивной любви к Богу.

Говоря о знании, нельзя также не отметить то, что Шри НаммАльвар блестяще знал все Вайшнава-Упанишады, Шри Вайшнава-ПанчаРатру, Вайшнава-Пураны, а также "Шри Рамаяну" и "Шри МахаБхарату" - на подобное продвинутое знание указывают многочисленные аллюзии, которые можно найти в "Шри Тируваймоли". 

Выше мы уже упомянули историю с самадхи Шри НаммАльвара: в Традиции Шри Рамануджа-Сампрадаи считается, что Шри НаммАльвар получил все свои знания именно в самадхи и лично от Бхагавана Шри Вишну, не проходя при этом через обычное обучение под руководством гуру, как это часто бывает в случае обыкновенных джив. 

В связи с данным фактом в Шри Рамануджа-Сампрадае часто упоминают "Кришна-Тришна"-Шлоку из "Шри Ранга-Раджа-Ставы" Шри Парашара Бхатты:

ऋषिं जुषामहे कृष्णतृष्णातत्त्वमिवोदितम्। 
सहस्रशाखां योद्राक्षीद्राविडीं ब्रह्मसंहिताम् ॥
RRiShiM juShAmahe kRRiShNatRRiShNAtattvamivoditam| 
sahasrashAkhAM yodrAkShIdrAviDIM brahmasaMhitAm ||
Перевод: "Мы поклоняемся Шри НаммАльвару, который дал нам сокровище "Кришна-Тришны" (жажды к Кришне) в форме Ведических Упанишад на Тамильском языке. Данные Упанишады являются сутью всех Вед, а также "Шри Брихад-Брахма-Самхиты" и "Шри Брахма-Самхиты". 
Примечание переводчика (Vishnudut1926): В ортодоксальной Шри Вайшнава-ПанчаРатре существует 2 варианта "Шри Брахма-Самхиты": 

1. "Шри Брихад-Брахма-Самхита" (буквально "Большая Брахма-Самхита") и 

2. Стандартная "Шри Брахма-Самхита". 

Данные Самхиты частично рассказывают о Шри Радха-Кришна-Бхакти и Голоке. 

Данные 2 варианта "Шри Брахма-Самхит" очень объёмны и очень отличаются от того очень урезанного варианта, который кришнаиты ошибочно называют "Брахма-Самхитой". 

В реальности, кришнаитский вариант представляет из себя лишь 5-ую Главу очень сильно адаптированной "Шри Брахма-Самхиты". 
Так или иначе, оригинальные и изначальные "Шри Брихад-Брахма-Самхита"/"Шри Брахма-Самхита" частично говорят о Шри Кришна-Бхакти и Голоке, а Шри НаммАльвар прежде всего известен как мистик, воспевший Шрингара-Расу в "Найяки-Бхаве" (буквально в "бхаве мистической супруги/гопи Бхагавана Шри Вишну и Бхагавана Шри Кришны"). По этой причине Шри Парашара Бхатта упоминает "Шри Брахма-Самхиту" в стихах, посвященных Шри НаммАльвару. 
Здесь также нужно обязательно помнить о том, что Шри НаммАльвар и все остальные Альвары всегда в первую очередь пишут только о Четырех-Рукой Форме Бхагавана Шри Нараяны, упоминая Кришну лишь как Лила-Аватару Бхагавана Шри Нараяны. 

Это отличает Шри НаммАльвара и всех Альваров от очень ошибочных идей кришнаитов, которые пытаются выдать поклонение Кришне за суть всех Вед, а Кришна-Аватару за "Источник всех Аватар".

Суть всех Вед и всей Вайшнава-Панчаратры - это как раз поклонение Бхагавану Шри Нараяне/Бхагавану Шри Вишну и понимание того, что Кришна является всего лишь Лила-Аватарой Бхагавана Шри Вишну: именно об этом говорится в 2 правильных вариантах "Шри Брихад-Брахма-Самхиты"/"Шри Брахма-Самхиты". 

На всякий случай напомню, что все Грантхи Шри Вайшнава-ПанчаРатры относятся к Экаяна-Шакхе Яджур-Веды, т.е. вся ПанчаРатра всегда должна повторять Сиддханту из Вед. 

В связи с этим в "Шри Нарада-Пуране", 1.63.7 говорится - सर्वदेवेश्वरो विष्णुर्वेदे तन्त्रे च कीर्तितः - sarvadeveshvaro viShNurvede tantre cha kIrtitaH - "Все Веды и Тантры (Агамы, Тантры и Самхиты Шри Вайшнава-ПанчаРатры) говорят лишь о поклонении Господу Шри Вишну". 

В "Шри НараСимха-Пуране", 27.3 говорится - ऋग्मयो यजुर्मयः साममयो ऽथर्वमयो भगवान् नारायणो - RRigmayo yajurmayaH sAmamayo .atharvamayo bhagavAn nArAyaNo - "Все Веды (Риг-Веда, Яджур-Веда, Сама-Веда и Атхарва-Веда) говорят лишь о Бхагаване Шри Нараяне".

В "Шри Вамана-Пуране", 27.28 говорится - विष्णुं नमामि प्रभुमीश्वरम् गीयते सर्ववेदेषु वेदविद्भर्विदां - viShNuM namAmi prabhumIshvaram gIyate sarvavedeShu vedavidbharvidAM - "Все Веды поют лишь о Господе Шри Вишну". 

В "Шримад-Бхагаватам", 6.1.40 говорится - वेदो नारायणः साक्षात् स्वयम्भूरिति शुश्रुम - vedo nArAyaNaH sAkShAt svayambhUriti shushruma - "Веды - это Сам Бхагаван Шри Нараяна, а потому все Веды говорят лишь о Бхагаване Шри Нараяне".

Если вам попадается какая-нибудь странная Панчаратра (Самхита, Тантра, Агама), которая содержит абсурдные идеи из серии "Кришна является Источником всех Аватар", то можете сразу записывать подобную странную Панчаратру в разряд апокрифических. Например, все исследователи однозначно записывают в класс апокрифических такую ПанчаРатру как "Шри Нарада-ПанчаРатра" как раз из-за того, что в ней содержится очень много типичных бенгальско-кришнаитских идей, которые противоречат оригинальным Вайшнавским ПанчаРатрам. 

Укороченная "Брахма-Самхита" кришнаитов (а точнее говоря, лишь 5-ая Глава, вырванная из контекста) также относится к апокрифическим, так как содержит не только абсурдные идеи о Кришне как Источнике всех Аватар, но также противоречит аж двум (!!!!!) вышеупомянутым "Брахма-Самхитам".

Интересный факт - Шри МадхвАчарья цитирует "Шри Брихад-Брахма-Самхиту" в своих комментариях к "Шри Брихад-Араньяка-Упанишаде". Это как раз шлоки "Шри Брихад-Брахма-Самхиты" о классической Ведической Троице "Васудева-Нараяна-Вишну": 

भगवान् वासुदेवेति परमात्मोति वै हरिः विष्णोनारायणश्चेति ब्रह्मेति श्रुतयो जगुः
bhagavAn vAsudeveti paramAtmoti vai hariH viShNonArAyaNashcheti brahmeti shrutayo jaguH

Данную цитату упоминает Nagesh D. Sonde в своём переводе "Шри Брихад-Араньяка-Упанишады" с комментариями Шри МадхвАчарьи. Скриншот из данного издания - ниже (а также на #plurk, #box, #dropbox, #gett):


Здесь также важно помнить о том, что все четыре Веды Кали-Юги являются "детьми" Одной Изначальной Веды из Крита-Юги, а Изначальная Веда говорит только о поклонении Бхагавану Шри Нараяне и вообще ничего не говорит о Кришне, так как поклонение Кришне предназначено только для Кали-Юги и частично Двапара-Юги. Уже по одной этой причине поклонение Кришне никак не может быть высшим. 

एक एव पुरा वेदः प्रणवः सर्ववाङ्मयः देवो नारायणो - eka eva purA vedaH praNavaH sarvavA~NmayaH devo nArAyaNo - "Изначальная Веда Крита-Юги говорит только о поклонении Господу Шри Нараяне" - так говорится в "Шримад-Бхагаватам", 9.14.48. [окончание примечания переводчика]

В Шлоке 1.3 "Шри РангаНатха-Падука-Сахасрам" Шри Веданта Десика также пишет о том, что Шри НаммАльвар изложил суть всех Вед в Гимнах "Шри Тируваймоли" - amnayanam prakrutimaparam samhitam drushtavantam, а Шри МадхураКави в Таньяне-эпиграфе к "Шри Каннинун-Шируттамбу" пишет о том, что Шри НаммАльвар изложил суть всех Вед на Тамильском языке - vedam tamil seyda maran sathakopan.

Литературное наследие Шри НаммАльвара состоит из 4 Грантх:

1. "Шри Тирувируттам", состоящий из 100 стихов [Tiruviruttam];
2. "Шри Тирувачириям", организованный в 7 станcов [Tiruvaciriyam, стансы - это одна из поэтических форм, смотрите #статью на русской Wikipedia];
3. "Шри Перия-Тирувандади" из 87 стихов [Periya-Tiruvandadi];
4. "Шри Тируваймоли" - монументальный поэтический труд из 1102 Гимнов [Tiruvaymoli].

I. "Шри Тирувируттам" посвящен страстному желанию дживы обрести Возлюбленного Господа. В данном труде впервые появляется такое понятие как "Найяки-Бхава" - оно означает, что Шри НаммАльвар пишет от лица супруги Бхагавана Шри Нараяны ("найяки" - буквально "героиня"), которая страдает от разлуки с Возлюбленным Господом ("найяка" - буквально "возлюбленный герой"). 

II. "Шри Тирувачириям" написан в таком поэтическом метре как "ачирияаппа" [aciriyappa] - название данного метра как раз отражено в названии данной Грантхи. "Шри Тирувачириям" посвящен описанию черт Личности Бхагавана Шри Нараяны/Бхагавана Шри Кришны. В данном труде Шри НаммАльвар также останавливается на таких темах как пути обретения Господа и природа высшей цели существования дживы (парамартха). 

Примечание переводчика (Vishnudut1926): "Ачирияппа" относится к классическим метрам Тамильской поэзии, по сути, он является одним из 6 классических элементов просодики Тамила. 

Если вы услышали в данном термине слово "Ачарья", то не ошиблись - данный метр действительно связан с передачей знаний и в Тамильской поэзии его традиционно используют для создания эффекта "потока речи", который передает непрерывный поток знаний от Ачарьи к ученику. Данный метр также часто используют для антологий. [окончание примечания переводчика]

III. "Шри Перия-Тирувандади" написана в таком метре как "андади". Префикс "Перия" ("Великая") данная Грантха получила в качестве указания на ту огромную любовь, которую Шри НаммАльвар испытывает к Бхагавану Шри Вишну. 

В данной Грантхе Шри НаммАльвар подчеркивает то, что джива может быть спасена из тисков сансары лишь благодаря Айшварье и бесконечной Милости Бхагавана Шри Вишну. 

При этом Шри НаммАльвар отмечает, что Бхагаван Шри Вишну ни в коем случае не занимает высокомерно-отдалённое положение по отношению к возлюбленным дживам - наоборот, Господь Шри Вишну выступает как лучший друг и возлюбленный, который общается с дживами на равных правах. 

IV. "Шри Тируваймоли" является самой монументальной работой Шри НаммАльвара. Структурно "Шри Тируваймоли" состоит из 1102 Гимнов, которые разделены на 10 секций под названием "патту" [pattu]. Каждый "патту", в свою очередь, разделён на декады, которые состоят из так называемых "пашурамов". 

Главная тема "Шри Тируваймоли" - это "сакшаткара" [साक्षात्कार - sAkSAtkAra], т.е. желание дживы снова и снова переживать опыт общения с Бхагаваном Шри Вишну. "Сакшаткара", в свою очередь, является лишь промежуточной стадией, кульминацией которой является непрерывная и вечная "дасья" [दास्य dAsya], т.е. вечное служение Бхагавану Шри Вишну. 

В "Шри Тируваймоли" Шри НаммАльвар также обсуждает такие классические темы как "ПараТаттва" (Бхагаван Шри Вишну как Абсолютная Форма Бога) и "Упая-Упея-Сиддханта" (одна из краеугольных Сиддхант Шри Рамануджа-Сампрадаи, которая говорит о том, что только Шримати МахаЛакшми-Деви и Господь Шри Вишну могут даровать дживе Мукти, тогда как собственные усилия дживы по обретению Мукти являются абсолютно бесполезными). 

Композицию "Шри Тируваймоли" также часто рассматривают через призму 5 фундаментальных основ Шри Рамануджа-Сиддханты:

1. "Прапья" - Бхагаван Шри Вишну как Тот Единственный, Кого должна обрести джива;
2. "Прапта" - джива, целью существования которой является общение (отношения, Раса) с Бхагаваном Шри Вишну [смотрите #отдельную статью о нава-самбандхе или 9 типах Рас в рамках Шри Рамануджа-Сампрадаи];
3. "Прапти-упая"/Прапатти - садхана, которая приводит дживу к Бхагавану Шри Вишну;
4. "Пхала" - плод садханы, то есть Бхагаван Шри Вишну;
5. "Прапти-виродхи" - различные препятствия, которые мешают дживе обрести Господа Шри Вишну. 

Некоторые Вайшнава-Ачарьи придерживаются точки зрения, в соответствии с которой каждая из 4 Грантх Шри НаммАльвара представляет одну из Вед, т.е. Риг-Веду, Яджур-Веду, Сама-Веду и Атхарва-Веду, но данная точка зрения поддерживается не всеми Ачарьями Шри Рамануджа-Сампрадаи. 

В чём все Ачарьи Шри Рамануджа-Сампрадаи сходятся единогласно, так это в том, что Шри НаммАльвар в самую первую очередь представляет такую концепцию как "Дравида-Веда"/"Тамильская Веда"(примечание переводчика - из-за разности в транскрипциях Тамильского языка далее появляются разные написания "драВида/драМида", между этими словами нет разницы). 

В связи с этим Шри НатхаМуни-Ачарья пишет о "драмида-ведасагаре" ["dramida-vedasagara" - "Океан Тамильских Вед"], а Шри Парашара Бхатта пишет о "драмида-брахма-самхите"

Шри Веданта Десика специально акцентировал внимание на том, что "Шри Тируваймоли" следует рассматривать как "Драмида-Упанишаду" [Dramida Upanisad] и в свете этого составил такие толкования на Санскрите как "Шри Драмидопанишат-Сара" [Dramidopanisat-Sara] и "Шри Драмидопанишат-Татпарья-Ратнавали" [Dramidopanisat-Tatparya-Ratnavali]. 

Шри Манавала Мамуни, один из ключевых Ачарьев Южной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи, также подчеркивает то, что Шри НаммАльвар подарил миру Вайшнавизма уникальное переложение Вед на Тамильский язык - vedam tamil seyda meyyan. 

[Окончание 3-ой части]
Данная статья относится к статьям об Альварах Шри Рамануджа-Сампрадаи, смотрите полный рубрикатор статей #ЗДЕСЬ

Статья, примечания, перевод с Санскрита/английского 
by Vishnudut1926, Шри Рамануджа-Сампрадая, 
Москва, Октябрь 2019
Размещение статьи и отрывков из статьи 
на других сайтах/блогах запрещено