Содержание данного лонгрида:
01. Преображение Храма Манджунатхи (Дхармастхала).
02. Шри Канака-Даса и история с рисовой водой.
03. "Шри Мадхва-Аштака" и случай в Шри Двараке (Гуджарат).
04. Реформирование системы "Парьяйя" в Удупи.
05. Божество Шри Лакшми-Тривикрамы и история с вира-шайвами.
06. Шри Венкатешвара (Шри БалаДжи) и гирлянда из Шалаграмов.
07. Раджа-Бхута - ученик-призрак или Рудра?
08. Пять вриндаванов и уход Шри Вадираджа-Тиртхи.
В мои электронные библиотеки добавлено отличное издание биографии Шри Вадираджа-Тиртхи: "Shri Vadiraja Tirtha of Sode Matha" by Dr. Shrinivas Havanur and Smt. Anjana N. Havanur, 2003 [#ссылка на pdf-скан]. Это прекрасный повод вспомнить об известных и малоизвестных вехах биографии одного из величайших Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи!
01. Преображение Храма Манджунатхи (Дхармастхала).
До появления Шри Вадираджа-Тиртхи данный Храм был известен как Кудумапура и место бхута-арадханы (бхута-арадхана = тамасичные формы поклонения привидениям, ракшасам).
Деварадж Пергаде, управляющий Храма, очень просил Шри Вадираджа-Тиртху сделать данный Храм более соответствующим Хинду-Дхарме: для этого Шри Вадираджа-Тиртха пробудил Манджунатху (Шиву) в Лингаме, установил поклонение Шри НараСимха-Шалаграму, а также утвердил Ведическо-Агамическую систему Арчаны в соответствии с канонами Саттвика-Дхармы.
Одним из особых указаний Шри Вадираджа-Тиртхи было проведение в реформированном Храме "анна-даны" (бесплатной раздачи пищи).
Благодаря вышеуказанным реформам данный Храм стал известен под названием "Дхарма-Стхала".
Примечание by Vishnudut1926: Необычность Храма Манджунатхи заключается в том, что его администраторами являются джайны, основателями - шиваиты, а действующими священниками-арчаками - вайшнавы-брахманы Шри Мадхва-Сампрадаи!
Данный факт упоминается в Wikipedia, цитирую: "The temple is considered unique since it belongs to the Shaiva sect of Hinduism. The priests are Madhwa Brahmins, who are Vaishnava, and the administration is run by a Jain Bunt family called the Pergades" - en.wikipedia.org/wiki/Dharmasthala_Temple. [окончание примечания]
02. Шри Канака-Даса и история с рисовой водой.
Шри Канака-Даса не был брахманом, а потому ортодоксальные брахманы Удупи часто не допускали его до даршанов Господа Шри Кришны, но Шри Вадираджа-Тиртха всегда поступал с точностью до наоборот: Ачарья всегда приводил Шри Канаку-Даса на даршаны Шри Удупи-Кришны, а также всегда щедро кормил Шри Канаку-Даса тиртха-прасадом, оставшимся после Арчаны.
В северной части Шри Кришна-Матха находится кухня - именно там всегда готовят "найведью", т.е. пищу для предложения Шри Удупи-Кришне. Воду, в которой варят рис, обычно тут же сливают в мусорный сток.
Однажды Шри Канака-Даса набрал воду из данного мусорного стока в кокосовую скорлупу, тут же испёк "роти" (пшеничную лепёшку) на этой рисовой воде и сразу же провёл небольшую манасу-севу, предложив лепёшку Шри Удупи-Кришне в уме.
В это же время арчаки (священники) торжественно внесли изысканные блюда для предложения Шри Удупи-Кришне, но Шри Вадираджа-Тиртха - с помощью своих мистических сиддх - сразу заметил, что все эти блюда уже были предложены Шри Кришне.
"Нужно срочно приготовить свежий рис!" - сказал Шри Вадираджа-Тиртха и все стали интересоваться, что именно произошло.
Шри Вадираджа-Тиртха объяснил, что Шри Канака-Даса ранее приготовил "роти" на мусорно-рисовой воде и Шри Удупи-Кришна без всякого высокомерия съел данную лепёшку в обществе Шри Канаки-Даса.
Соответственно, весь рис теперь считается предложенным и второй раз Шри Кришна его есть не будет, даже если рис предложат лучшие брахманы!
03."Шри Мадхва-Аштака" и случай в Шри Двараке (Гуджарат).
В итоге, садху исцелился за очень короткий срок, а Шри Вадираджа-Тиртха продолжил проповедь в Гуджарате - в данном регионе великий Ачарья обратил очень много людей в Вайшнавизм и Шри Мадхва-Сиддханту!
Примечание by Vishnudut1926: Шри МадхвАчарья считается воплощением Шри Ваю, Шри Бхимы и Шри Ханумана, поэтому в "Шри Мадхва-Аштаке" изначально заложено не только поклонение Шри МадхвАчарье, а также поклонение 3 божественным личностям!
Традиционно поклонение Шри Хануману считается одной из самых мощных упай в Вайшнавизме, поэтому садху по имени Кришна очень быстро исцелился. [окончание примечания]
04. Реформирование системы "Парьяйя" в Удупи.
Подобная система была не очень удобной, так как лишала стабильности общее расписание санньяси.
Например, такой важнейший праздник Вайшнавизма как Дивали (предложение светильников Шримати Лакшми-Деви и Бхагавану Шри Вишну) приходится на октябрь/ноябрь. Если смена санньяси выпадала на апрель/март, то дальнейшее расписание Дивали сильно сбивалось.
То же самое происходило и с другими важными праздниками/событиями календаря.
Кроме того, санньяси постоянно путешествовали по Индии, проповедуя Шри Мадхва-Сиддханту и учреждая новые Матхи, а привязка к главному Матху Шри Кришны в Удупи лишь на 2 месяца сбивала график путешествий.
Шри Вадираджа-Тиртха изменил срок 2 месяца на 2 года - в данной реформированной системе лишь 1 санньяси полностью фокусировался на Шри Кришна-Арчане в Удупи на протяжении 2 лет.
Благодаря данной реформе санньяси Ашта-Матхов получили 14 лишних лет, которые они могли тратить на более размеренную религиозную деятельность: составление книг, проповедь, посещение святых мест, строительство новых Матхов, администрация и т.д.
05. Божество Шри Лакшми-Тривикрамы и история с вира-шайвами.
Вирашайвы мечтали о том, как все брахманы Соде и близлежащих районов будут обращены в вира-шиваизм, предпринимая много неблагородных попыток для подобного обращения, но всем этим мечтам не было суждено сбыться.
Когда Шри Вадираджа-Тиртха прибыл в Соде, то он услышал много жалоб на вирашайвов от местных брахманов, но Ачарья не стал ничего предпринимать, а просто отправился медитировать в лес Тапована, так как прекрасно знал, что буквально в считанные мгновения ситуация разрешится сама собой.
В этот же день окрестности Соде были жестоко атакованы и тогдашний правитель-вирашайв по имени Арасаппа Наяка [Arasappa Nayaka] бежал в глухие леса, где ему было суждено встретиться с Шри Вадираджа-Тиртхой.
Жизненная встряска с нападением и бегством в леса привела Арасаппу Наяку к пониманию того, что он лишился покровительства Шивы - вследствие этого Арасаппа принял прибежище у стоп Шри Вадираджа-Тиртхи.
Шри Вадираджа-Тиртха сначала отругал Арасаппу за притеснения брахманов, но затем сменил гнев на милость и сказал, что Шри Хаягрива (поклоняемое Божество Шри Вадираджа-Тиртхи) и он лично будут защищать Арасаппу.
Для начала Шри Вадираджа-Тиртха попросил Арасаппу отвести его к вирашайва-гуру, который ранее внушал Арасаппе различные вредные идеи. Встреча Шри Вадираджа-Тиртхи и вирашайва-гуру привела к двухдневным дебатам, в ходе которых вирашайва-гуру был разгромлен и изгнан из земель Соде, что окончательно убедило Арасаппу Наяку в истинности Вайшнавизма.
После этого Арасаппа Наяка стал вайшнавом, а также вернул себе трон и потерянные земли с помощью Господа Шри Хаягривы и Шри Вадираджда-Тиртхи - так район Соде стал Шри Вишну-Кшетрой, принадлежащей Шри Мадхва-Сампрадае.
Интересная деталь: Арасаппа Наяка подарил Шри Соде-Матху колокольчик с изображением Нанди (быка Шивы) и данный колокольчик до сих пор используют в Арчанах, несмотря на то, что традиционно во всех Арчанах Шри Мадхва-Сампрадаи используют лишь колокольчики с изображением Шри Ханумана.
Арасаппа Наяка также горячо поддержал, а впоследствии спонсировал строительство Храма Шри Лакшми-Тривикрамы в Соде.
Данный Храм также часто называют "Шри РамА-Тривикрама", так как в данном Храме Шри Тривикрама-Аватара Бхагавана Шри Вишну живёт вместе с Шри РамА-Деви (Шримати Лакшми-Деви): "РамА" с долгой "А" во втором слоге - это одно из Имён Шримати Лакшми-Деви.
06. Шри Венкатешвара (Шри БалаДжи) и гирлянда из Шалаграмов.
Шри Вадираджа-Тиртха посчитал оскорбительным любое прикосновение своих стоп к Шри Венкатешвара-Шалаграму, а потому совершил восхождение на гору Господа Шри Венкатешвары лишь на своих коленях!
На вершине горы Шри Вадираджа-Тиртха лично предложил Господу Шри Венкатешваре гирлянду из Шалаграмов, которые Ачарья ранее собрал в реке Гандаки. В настоящее время данная гирлянда хранится в Тирупати - в честь особых событий данной гирляндой украшают Шею Господа Шри Венкатешвары.
Примечание by Vishnudut1926: Для восхождения к Храму Господа Шри Венкатешвары (БалаДжи) нужно преодолеть 850 метров по горной дороге. К примеру, стандартный пятиэтажный дом занимает приблизительно 15 метров в высоту.
Таким образом, подъём к Господу Шри Венкатешваре приблизительно эквивалентен преодолению лестниц 56 пятиэтажек на ногах (без лифта) - это очень тяжелый вид паломничества, который обычно занимает от 3 до 5 часов восхождения по горным дорогам (время зависит от тренированности, выносливости и многих других параметров).
Шри Вадираджа-Тиртха проделал весь этот путь на коленях! [окончание примечания]
07. Раджа-Бхута - ученик-призрак или Рудра?
У Шри Вадираджа-Тиртхи некогда был ученик по имени Нараяна-Ачарья. Этот ученик обладал незаурядным интеллектом, но при этом его характер был отвратителен, так как Нараяна-Ачарья не только постоянно задевал других вайшнавов, но также осмеливался оскорблять собственного гуру, т.е. Шри Вадираджа-Тиртху.
Когда Шри Вадираджа-Тиртха понял, что Нараяна-Ачарью не получится исправить беседами и воспитанием, то он проклял ученика и Нараяна-Ачарья превратился в "брахма-пишача" (один из видов привидений-оскорбителей).
Этот призрак стал скитаться по лесу возле Хампи, атакуя людей загадочным вопросом: "a ka ma vi ko snata ha?", который переводится как "кто не принимает омовение в А, КА, МА, ВИ?".
Никто не мог ответить на этот странный вопрос и призрак продолжал мучать людей, которые проходили по лесу.
На самом деле, полный вопрос звучал вот так: "Кто не принимает омовение в священные месяцы А-шада, КА-рттика, МА-ргаширша и ВИ-шакха?", но призрак утратил способность к произнесению многих слов, а потому не мог произнести вопрос правильно!
Однажды по лесу проходил Шри Вадираджа-Тиртха. Призрак атаковал Ачарью и попросил ответить на вопрос.
Шри Вадираджа-Тиртха спросил: "А какова ставка в этой игре с вопросом?".
Призрак ответил следующее на своём ломаном языке: "Если сможешь правильно ответить, то я стану твоим слугой. А если нет, то я сожру тебя!".
Шри Вадираджа-Тиртха согласился на игру призрака и ответил следующее на вышеупомянутый вопрос: "randa putra tvam na snata ha!" - "Сын проститутки не принимает омовение!".
Смысл ответа состоит в том, что 4 месяца из вопроса призрака являются священными, поэтому в эти месяцы всегда проводят много Вишну-Арчан, перед которыми всегда нужно принимать омовение. Низкие касты, люди с плохой кармой и прочие грешники никогда не принимают омовение в данные месяцы, так как они не совершают Вишну-Арчан, поэтому Шри Вадираджа-Тиртха дал обобщённый ответ про "сына проститутки" [randa putra] - данный сын здесь олицетворяет весь класс грешников и прочих люмпенов.
Ответ был правильным, поэтому призрак стал слугой Шри Вадираджа-Тиртхи и впоследствии принимал участие в различных событиях жизни Шри Вадираджа-Тиртхи под двумя именами: Нараяна-Бхута (буквально "Нараяна-призрак") и Раджа-Бхута.
Данный призрак сыграл одну из главных ролей в установлении Божества Шри Лакшми-Тривикрамы. До установления в Шри Соде-Матхе, Божество Шри Лакшми-Тривикрамы находилось у Шри МадхвАчарьи в Бадринатхе, поэтому перед Шри Вадираджа-Тиртхой возник вопрос о доставке Божества из Бадринатха в Соде.
Доставку поручили Раджа-Бхуте, который без проблем забрал Божество Шри Лакшми-Тривикрамы у Шри МадхвАчарьи в Бадринатхе, но был атакован злобными демонами на обратном пути.
Раджа-Бхута использовал одно из колёс повозки для того, чтобы сразиться с демонами. После драки с демонами Раджа-Бхута доставил Божество Шри Лакшми-Тривикрамы в Шри Соде-Матх как раз к началу Маха-Арчаны, но уже на трёхколёсной повозке - с тех пор перед Храмом Шри Лакшми-Тривикрамы постоянно находится повозка лишь с 3 колёсами.
За вышерассказанной историей о призраке скрывается очень важный момент Шри Мадхва-Сиддханты, так как Шри Джаганнатха-Даса [#ссылка на биографию] - один из величайших Харидаса-Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи пишет следующее в "Шри Хари-Катха-Амрита-Саре":
kR^itti-vAsane hinde nI nAlvattu kalpa samIranali
shishhyattva vahisi akhiLAgamArthagaLOdi jaladhiyoLu |
hattu kalpadi tapava gaidAdityaroLaguttamanenisi
purushhOttamana pariya.nka padavaidideyO mahAdEva || 8 ||
"Рудра, в прошлом ты служил Ваю как ученик (шишья) на протяжении 40 Брахма-кальп. Ты изучил смысл всех Агам. Затем ты посвятил 10 кальп аскезам и стал выдающимся деватом, известным как 'Пурушоттама', О Махадева!".
Бхута-Раджа считается так называемым "Бхави-Рудрой", т.е. дживой, которая в будущем займёт пост Рудры. Бхута-Раджу также называют "Угра-Тапой" ("Ужасающей Аскезой") - ему поклоняются как Шиве, но при этом ещё не считают самим Шивой.
Шри Вадираджа-Тиртха считается воплощением Латавьи - одного из деватов Риджу-ганы, который станет Ваю в следующей кальпе.
Кроме того, считается, что в предыдущем воплощении Шри Вадираджа-Тиртха был брахманом, который доставил Шри Кришне знаменитое письмо Шримати Рукмини-Деви с просьбой о спасении - данный факт особенно интересен в свете того, что именно Шри Вадираджа-Тиртха написал такую известную Грантху Шри Мадхва-Сампрадаи как "Шри Рукминиша-Виджая".
08. Пять вриндаванов и уход Шри Вадираджа-Тиртхи.
Напомню, что по отношению к Вайшнава-Ачарьям никогда не применяют термин "смерть", так как считать Вайшнава-Ачарью обычным человеком - это очень и очень оскорбительно.
В рамках Шри Мадхва-Сампрадаи существует традиция сохранения тел Ачарьев в так называемых "вриндаванах" или "усыпальницах", если использовать русскую терминологию. В соответствии с данной традицией, тела санньяси Ашта-Матхов никогда не кремируют по обычаям Индии, а сохраняют (можно сказать - "консервируют") в сидящей позе в специальной усыпальнице.
В англоязычной литературе "вриндаваны" часто называют "tomb", а также - не столь часто - "cenotaph" ("кенотаф, надгробный памятник" - данный термин можно встретить в очень авторитетном исследовании "The Sri Krsna Temple At Udupi" by B.N. Hebbar).
В историях с вриндаванами есть 3 исключения, так как Шри Вадираджа-Тиртха, Шри Рагхавендра-Тиртха и Шри Сатьясандха-Тиртха [#wiki] являются Ачарьями, которые вошли во вриндаваны-усыпальницы живыми - далее мы как раз рассмотрим историю вриндавана Шри Вадираджа-Тиртхи.
И, кроме того, важнейший факт: у Шри МадхвАчарьи не существует вриндавана-усыпальницы, так как Шри МадхвАчарья до сих пор живёт в Бадринатхе.
Если вас интересует тема вриндаванов в Шри Мадхва-Сампрадае, то смотрите страницы 119 и 173 в исследовании "The Sri Krsna Temple At Udupi" by B.N. Hebbar, 2005 [#ссылка на pdf-скан].
Вернёмся к истории Шри Вадираджа-Тиртхи, который присутствовал в данном мире рекордные даже по меркам Вайшнава-Ачарьев 120 лет (1480-1600).
В качестве финального наставления Шри Вадираджа-Тиртха попросил возвести на территории Соде-Матха 5 вриндаванов-усыпальниц. Главный вриндаван, находившийся в центре, предназначался для Шри Вадираджа-Тиртхи лично - на фронтальной стороне данного вриндавана изображён Шри Хаягрива (любимое Божество Шри Вадираджа-Тиртхи, с которым Ачарья постоянно общался уже при жизни), а на трёх других сторонах изображены Шри Рама, Шри Кришна и Шри Ведавьяса.
Главный вриндаван окружают 4 маленьких вриндавана - Шри Вадираджа-Тиртха попросил украсить их изображениями Мукхья-Праны (Ваю), Вишну, Брахмы и Рудры.
Сразу после праздника, который был посвящён Шри Лакшми-Тривикраме, Шри Вадираджа-Тиртха погрузился в трёхдневное уединение.
На третий день, после проведения Шри Вишну-Арчаны, Шри Вадираджа-Тиртха сказал ученикам, что войдет живым в главный Хаягрива-вриндаван и что ученики должны будут полностью запечатать Хаягрива-вриндаван в тот момент, когда увидят, что из рук Шри Вадираджа-Тиртхи выскользнула джапа-мала (чётки для чтения Шри Вишну-Мантр).
Ученики выполнили всё так, как попросил Шри Вадираджа-Тиртха, и с тех пор 5 вриндаванов являются одной из главных достопримечательностей (и объектом религиозного почитания) в Шри Соде-Матхе.
Небольшие дополнения о Раджа-Бхуте и ответ на возможный вопрос о Вриндаване/Голоке.
Первоначально у меня не было планов включать в статью сегмент о Раджа-Бхуте, поэтому в лонгрид была включена не вся информация об ученике-призраке Шри Вадираджа-Тиртхи. Если вас интересуют подробности воплощений Раджа-Бхуты как Рудры, то я рекомендую отличную статью с сайта madhwafestivals.com - https://madhwafestivals.com/2017/01/03/bhootarajaru/ [на всякий случай, копия этой статьи также сохранена на #archive.org, а также у меня на #box, #dropbox и #gett в виде pdf-файла].
И заодно отвечу на возможный вопрос о вриндаванах-усыпальницах Шри Мадхва-Сампрадаи, который можно сформулировать следующим образом: "Не символизируют ли вриндаваны уход Ачарьи во Вриндаван, к Шри Кришне?".
Ответ здесь прост: нет, не символизируют, так как поклонение Вриндавану/Голоке - это совершенно чуждая тема для Шри Мадхва-Сампрадаи.
У многих Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи поклоняемым Божеством является не Шри Кришна-Аватара, а другие Аватары Бхагавана Шри Вишну - например, Шри Хаягрива в случае Шри Вадираджа-Тиртхи.
Даже если Ачарьи Шри Мадхва-Сампрадаи поклоняются Шри Кришне, то они, как правило, поклоняются Шри Виттхале (Виттхобе) - форме Шри Кришны в паре с Шримати Рукмини-Деви, т.е. фактически - это поклонение в настроении Шри Двараки, что снова прекрасно иллюстрирует биография Шри Вадираджа-Тиртхи, который составил такую Грантху как "Шри Рукминиша-Виджая".
В целом, для Шри Мадхва-Сампрадаи характерно эклектичное поклонение сразу нескольким Аватарам Бхагавана Шри Вишну - опять-таки здесь очень показателен пример Шри Вадираджа-Тиртхи, который поклонялся Шри Хаягриве, но при этом также уделял огромное значение Божеству Шри Лакшми-Тривикрамы.
В свете вышесказанного также очень важна эклектичная традиция передачи различных Божеств Господа Шри Вишну в рамках Шри Мадхва-Сампрадаи - информацию о традиции передачи Божеств можно найти в "Шри Сампрадая-Паддхати" Шри Хришикеша-Тиртхи. Смотрите мою недавнюю статью на данную тему - http://vishnudut1926.blogspot.com/2020/12/sampradaya-paddhati-madhvacharya-rus.html
Почему вриндаваны-усыпальницы стали называть именно "вриндаванами"? На этот вопрос трудно ответить, так как все известные мне авторы пропускают вопрос этимологии данного слова в значении "усыпальница".
В некоторых словарях Санскрита можно найти следующее значение слова "вриндаван": "платформа, башня, на вершине которой устанавливают Шри Туласи для поклонения". Напомню, что Шри Туласи-Деви неразрывно связана с историей Шри Вринды-Деви из "Шри Падма-Пураны", поэтому подобное значение в некоторых словарях Санскрита более чем оправдано.
Скорее всего, со временем данное значение перекочевало в такие южно-индийские языки как Каннада, но, как обычно, с флуктуациями значения, став синонимом священных башен-усыпальниц. Таково моё предположение.
В связи с темой вриндаванов-усыпальниц также важно помнить о существовании такой священной Кшетры Шри Мадхва-Сампрадаи как "Нава-Вриндавана" (священный остров с 9 усыпальницами величайших Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи).
Появление Нава-Вриндавана было предсказано в Лилах Господа Шри Рамы, базовую информацию о данной священной Кшетре можно найти в английской Wikipedia - https://en.wikipedia.org/wiki/Nava_Brindavana
Рубрикатор моих статей/переводов, посвящённых Шри Мадхва-Сампрадае можно найти #ЗДЕСЬ.