воскресенье, 26 декабря 2021 г.

Богиня Варахи в традиции Шактизма: от Пуран к Шри-Куле и тантрическому буддизму Ваджраяна...

Мне на этой неделе настолько понравилась диссертация "The Vārāhī Tantra: A Critical Edition and Study (Chapters 1 to 15)" by Smt. Roberta Pamio, что я решила перевести отрывок из данного замечательного труда. 

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

<01>. "Шри Дурга-Сапташати".

<02>. "Каула-Гьяна-Нирная" Матсьендранатха. 

<03>. Гимн "Шри Ади-Варахи-Сахасранама-Стотра" ["Уддамара-Тантра"]. 

<04-А>. Традиция Шри-Кулы и "Шри Лалита-Махатмья". 

<04-Б>. Традиция Шри-Кулы: 5 крам и "Парашурама-Кальпа-Сутра".

<04-В>. Традиция Шри-Кулы и "Тантра-Раджа-Тантра". 

<04-Г>. Традиция Шри-Кулы: Бхаскарарайя и "Бхаванопанишад".

<05>. Буддизм Ваджраяна.

◌◎◌◎◌◎◌◎◌◎◌◎◌◎◌◎◌◎◌◎◌◎◌◎◌◎◌◎◌◎◌◎ 

<01>. "Шри Дурга-Сапташати". 

Богиня Варахи очень известна как в религиозном каноне Шактизма, так и произведениях буддийской Тантры, где Шри Варахи почитают либо как изначальную/главную Богиню, либо как богиню из группы 7 или 8 шакти, известных под общим названием "Матрики". 

В соответствии с "Шри Дурга-Сапташати", богиня Варахи считается вибхути богини Дурги.***

***Прим. переводчика: У слова 'विभूति - vibhūti' много различных значений в Санкрите, но в данном случае "вибхути" следует понимать как 'часть величия Дурги/одна из шакти богини Дурги'

В одном из словарей Санскрита можно найти вот такой прекрасный английский перевод - "particular zakti" ('особенная Шакти'), он также прекрасно подходит здесь по смыслу. [окончание прим. переводчика] 

Источником возникновения Варахи-вибхути считается Господь Шри Вишну в таком проявлении как "Вишну-Яджна-Вараха"

"Шри Дурга-Сапташати" относит богиню Варахи к группе восьми Матрик и рассказывает историю о том, как семь Шакти возникли из тел различных божеств для того, чтобы уничтожить разбушевавшегося демона по имени Рактабиджа. 

Из Господа Шри Вишну возникла Вайшнави-Матрика, из НараСимха-Аватары - НараСимхи-Матрика, из Вараха-Аватары - Варахи-Матрика и т.д.

Перечислим имена семи Матрик: Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, НараСимхи и Аиндри

<02>. "Каула-Гьяна-Нирная" Матсьендранатха. 

Матсьендранатх считается основателем отдельной традиции под названием "Йогини-Каула". В его системе восемь Матрик известны под общим именем "Сахаджа-Матара": Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Ваджрахаста, Йогешвари и Агхореши. 

Все 8 Матрик считаются не только очень могущественными, но также очень красивыми и очень яростными одновременно. 

Каждая из 8 Матрик создала 8 отдельных Йогини - так возникли знакомые многим читателям 64 Йогини, которые часто упоминаются на страницах литературы шактов. Восемь Матрик (Ашта-Матрики) считаются главными/изначальными Йогини из всех существующих 64 Йогини. 

<03>. Гимн "Шри Ади-Варахи-Сахасранама-Стотра" ["Уддамара-Тантра"]. 

Существует религиозный гимн под названием "Шри Ади-Варахи-Сахасранама-Стотра" ('1000 Имён Изначальной Богини Варахи'). 

Источник данного гимна в настоящее время трудно отследить, но финальные строки гимна причисляют весь текст к канону "Уддамара-Тантры"

Загвоздка здесь заключается в том, что существующие издания "Уддамара-Тантры" не содержат главу с данным гимном. Тем не менее, данный гимн можно найти в издании из Варанаси "Ади-Варахи-Панчанга" 1982 года ['Adivarahipancanga', edited by Sarvesvar Sastri, Varanasi, 1982]. 

В данном гимне богиня Варахи причисляется не к Матрикам, а считается изначальной Богиней и сутью всех Ведических/Тантрических ритуалов. 

<04-А>. Традиция Шри-Кулы и "Шри Лалита-Махатмья". 

В традиции Шри-Кулы, которая базируется на таких текстах, как "Парашурама-Кальпа-Сутра", "Тантра-Раджа-Тантра", "Бхаванопанишад" и "Лалита-Махатмья", богиню Варахи считают одной из 8 Матрик, но с важнейшей оговоркой: Варахи, вместе с богиней Кали, считается одной из близких спутниц изначальной Богини - Лалиты-Трипура-Сундари. 

В традиции Шри-Кулы богиню Варахи также часто называют "Дандини" [दण्डिनी - daṇḍinī - буквально 'страж/хранительница религиозной традиции', данное имя также указывает на то, что Варахи наказывает отступников и грешников], так как богиня Варахи воплощает в себе свойства трёх божеств: Ямы, Варттали и Панчами (супруги Садашивы).

Богиня Кали воплощает свойства трёх других божеств: Мантрини, Шьямы и Курукуллы. 

Обе богини, Варахи и Кали, олицетворяют собой могущество и мудрость изначальной Богини Лалиты. 

В "Лалита-Махатмье" - одном из апокрифических текстов***, который также известен как "Лалитопакхьяна" и который причисляют к общему корпусу "Брахманда-Пураны", можно найти рассказ о сражении богини Лалиты-Трипура-Сундари с демоном Бхандой. 

***Прим. переводчика: Roberta Pamio относит "Лалита-Махатмью" именно к Пураническим апокрифам (цитирую английский текст дословно: 'an apocryphic text of the Brahmandapurana...'), с чем на данный момент трудно согласиться, так как "Лалита-Махатмья" мощно укоренена в классических традициях Шактизма и в настоящее время является общепризнанным религиозным текстом.

Мнение об "апокрифичности" данного текста можно встретить лишь среди востоковедов/санскритологов, но не среди носителей живой традиции Шактизма! [окончание прим. переводчика]

В данном сражении богиня Варахи появляется как "Данданатха-Варахи" - владыка всех армий Лалиты-Трипура-Сундари. Роль богини Варахи при этом не ограничивается лишь управлением армиями, так как Варахи бросается в самое пекло сражения на Кири-Чакре (повозке, ведомой множеством диких вепрей) для того, чтобы лично уничтожить демона Вишангу. 

В традиции Шри-Кулы богиню Кали считают советницей Лалиты-Трипура-Сундари и называют "Мантринатха-Кали" [मन्त्री - mantrī переводится с Санскрита как 'министр, советник', а словосочетание 'мантринатха' переводится как 'владыка всех министров/советников']. 

Кали также врывается в бой на своей собственной повозке под названием "Гейя-Чакра" [गेय - geya - 'песня, пение'] для того, чтобы уничтожить демона Вишукру. 

<04-Б>. Традиция Шри-Кулы: 5 крам и "Парашурама-Кальпа-Сутра". 

В соответствии с каноном "Парашурама-Кальпа-Сутры", поклонение Лалите-Трипура-Сундари состоит из 5 ступеней/крам [क्रम - krama - 'шаг, путь, ступень, последовательность']. 

  • Крама-01: Маха-Ганапати-крама;
  • Крама-02: Шри-крама;
  • Крама-03: Шьяма-крама;
  • Крама-04: Варахи-крама;
  • Крама-05: Пара-крама. 

На практике это означает, что на первом уровне поклоняются Ганеше (Ганапати) для устранения препятствий, а на четвёртом уровне поклоняются богине Варахи как олицетворению "Самая-Санкеты" - 'священной клятвы/священной присяги'.***

***Прим. переводчика: Roberta Pamio переводит словосочетание समयसङ्केता [samayasaṅketā] как 'Sacred Oath', не останавливаясь на детальных пояснениях, поэтому я приведу небольшое объяснение от себя лично. 

"Самая-Санкета" - это одно из имён богини Варахи. Данное имя означает, что богиня Варахи является стражем секретов правильного выполнения ритуалов в пуджах, посвященных Лалите-Трипура-Сундари. 

Считается, что без обращения к богине Варахи невозможно правильно осуществлять поклонение, поэтому на уровне крамы №4 садхака всегда обращается именно к богине Варахи. [окончание прим. переводчика]

<04-В>. Традиция Шри-Кулы и "Тантра-Раджа-Тантра". 

В соответствии с текстом "Тантра-Раджа-Тантры", Курукулла и Варахи относятся к бали-деватам (божествам, принимающим подношения), которые, в свою очередь, относятся к 16 Нитьям - богиням, которые часто сопоставляются с 15 фазами Луны вместе с Лалитой-Трипура-Сундари.  

<04-Г>. Традиция Шри-Кулы: Бхаскарарайя и "Бхаванопанишад".

На страницах "Бхаванопанишад" можно найти информацию о том, что Варахи олицетворяет отца, а Курукулла - мать.***

***Прим. переводчика: Комментарий Бхаскарарайи к "Бхаванопанишад" - это один из самых эзотерических текстов Шактизма, поэтому нижеследующие объяснения про "отцовство" не следует воспринимать буквально/в лоб. 

Я их перевожу с английского в том виде, в котором они присутствуют в издании Roberta Pamio, но Бхаскарарайя, как обычно, говорит в этих объяснениях не о тривиальном божественном отцовстве, а о других, гораздо более сложных тантрических концепциях, объяснение которых выходит за рамки данной несложной статьи. Так или иначе, ниже - идея об "отцовстве" словами Roberta Pamio. [окончание прим. переводчика]

Бхаскарарайя, в своих комментариях к "Бхаванопанишад", объясняет данную идею следующим образом: несмотря на то, что Варахи относится к богиням, её также относят к "питр-рупе" (буквально 'форме отца') и видят в её лице мужские черты, воплощающие отцовство/мужские качества. 

Варахи олицетворяет отцовство, так как является астхи-богиней [अस्थि - asthi - кость] - костную структуру ребёнок всегда наследует именно от отца. 

Курукулла олицетворяет материнство и является мамса-богиней [मांस - māṃsa - плоть, мясо] - структуру плоти ребёнок всегда наследует от матери. 

<05>. Буддизм Ваджраяна. 

В данном виде буддизма богиня Варахи считается не только одной из 8 Матр (прим. переводчика: именно 'Матр', а не 'Матрик'), но также почитается как Ваджра-Варахи - Высшая Йогини, олицетворяющая все существующие Тантры. 

Лицо Ваджра-Варахи олицетворяет стадию просветления, на которой сансара и нирвана сливаются в "один вкус". 

Прим. переводчика: Я не перевожу отрывок о Ваджраяне полностью, так как мой блог посвящён лишь ортодоксальному Вайшнавизму/Шактизму, но никак не буддизму, поэтому здесь я ставлю точку в переводе. 

Если вас интересует самостоятельное изучение диссертации Roberta Pamio, то скан можно найти на archive.org, koofr и dropbox

Оглавление для серии статей о "Шри Варахи-Тантре" можно найти ЗДЕСЬ. 

Перевод/примечания by Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926), 
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 26-декабрь-2021
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах