Вопрос: "Я недавно узнал о 2 правилах, которые связаны с использованием раковины (шанкхи) в религиозных ритуалах. Первое правило запрещает предлагать воду из раковины Шиве, а второе правило запрещает шудрам и женщинам дуть в раковины во время проведения религиозных ритуалов. Вы можете прокомментировать эти правила? Они авторитетны или являются выдумкой?".
Ответ by Vishnudut1926: "Данные правила авторитетны, так как они упоминаются в 'Брахма-Вайварта-Пуране'. Правило о Шиве для нас не имеет никакого практического смысла, так как мы Шиве не поклоняемся, а вот правило о шудрах и женщинах очень важно соблюдать, так как из-за нарушения этого правила можно вызвать очень серьёзный гнев Богини Лакшми.
Далее я приведу полный текст правил на Санскрите, но сначала - лаконичный пересказ истории, которая привела к возникновению данных правил.
В 'Брахма-Вайварта-Пуране' содержится история о падении пастушка Судамы с Голоки в материальный мир: из-за проклятия Шри Радхи пастушок Судама не просто упал в материальный мир, а переродился в теле демона Шанкхачуды - обратите внимание на то, что в имени демона уже содержится слово 'раковина' [Санскрит: शङ्ख - śaṅkha - раковина].
У Шанкхачуды была долгая история жизни на Земле, во многом очень похожая на историю известного демона Хираньякашипу, но для нас сейчас важен общий финал всей истории, а именно тот факт, что жизненный путь Шанкхачуды был прерван Шивой, который убил демона в сражении. Обратимся к первоисточникам на Санскрите:
स शिवस्तेन शूलेन दानवस्यास्थिजालकम्। प्रेम्णा च प्रेरयामास लवणोदे च सागर॥२.२०.२६॥
अस्थिभिः शङ्खचूडस्य शङ्खजातिर्बभूव ह। नानाप्रकाररूपा च श्रेष्ठा पूता सुरार्चने॥२.२०.२७॥
प्रशस्तं शङ्खतोयं च देवानां प्रीतिदं परम्।तीर्थतोयस्वरूपं च पवित्रं शंकरं विना।।२.२०.२८॥
sa śivastena śūlena dānavasyāsthijālakam।
premṇā ca prerayāmāsa lavaṇode ca sāgara॥2.20.26॥
asthibhiḥ śaṅkhacūḍasya śaṅkhajātirbabhūva ha।
nānāprakārarūpā ca śreṣṭhā pūtā surārcane॥2.20.27॥
praśastaṃ śaṅkhatoyaṃ ca devānāṃ prītidaṃ param।
tīrthatoyasvarūpaṃ ca pavitraṃ śaṃkaraṃ vinā।।2.20.28॥
'Брахма-Вайварта-Пурана', Пракрити-Кханда, 20.26-28: 'Шива убил Шанкхачуду своим трезубцем и захоронил кости демона в одном из солёных океанов. Именно из этих костей возникли различные виды раковин.
Все суры (деваты, божества) обожают, когда раковины используются в арчанах (религиозных церемониях), но не Шива, поэтому с момента убийства Шанкхачуды существует строгий запрет на использование раковин в любых арчанах, проводимых для Шанкары (Шивы)'.
Далее я расскажу о правиле, которое связано с гневом Богини Лакшми, но перед этим спрошу - у вас есть вопросы по истории про Шиву?".
Вопрос: "Про Шиву лично нет - с этим строгим правилом мне всё понятно, но меня заинтересовала история пастушка Судамы. После того, как Судама погиб в теле демона Шанкхачуды, с этого пастушка было снято проклятие Шри Радхи или он продолжил перерождаться в других телах в материальном мире?".
Ответ by Vishnudut1926: "После гибели в теле демона Шанкхачуды история Судамы заканчивается хэппи-эндом, так как проклятие Шри Радхики рассеивается и Судаму забирают на Голоку друзья-пастушки. В 'Брахма-Вайварте' говорится следующее:
राजा धृत्वा दिव्यरूपं बालकं गोपवेषकम् । द्विभुजं मुरलोहस्तं रत्नभूषणभूषितम् ॥२.२०.२१॥
नानारत्नसुभूषाढ्यं गोपकोटिभिरावृतम्। गोलोकादागतं यानमारुह्य तत्पुरं ययौ।।२.२०.२२॥
गत्वा ननाम शिरसा राधामाधवयोर्मुने। भक्त्या तच्चरणाम्भोजं रासे वृन्दावने मुने॥२.२०.२३॥
rājā dhṛtvā divyarūpaṃ bālakaṃ gopaveṣakam ।
dvibhujaṃ muralohastaṃ ratnabhūṣaṇabhūṣitam ॥2.20.21॥
nānāratnasubhūṣāḍhyaṃ gopakoṭibhirāvṛtam।
golokādāgataṃ yānamāruhya tatpuraṃ yayau।।2.20.22॥
gatvā nanāma śirasā rādhāmādhavayormune।
bhaktyā taccaraṇāmbhojaṃ rāse vṛndāvane mune॥2.20.23॥
'Брахма-Вайварта-Пурана', Пракрити-Кханда, 20.21-23: 'После смерти Шанкхачуды проклятие спало и Судама принял свою изначальную духовную форму [divya rūpaṃ] - форму двурукого мальчика-пастушка [bālakaṃ gopa veṣakam], держащего в руках флейту 'мурали' [मुरली - muralī - простая деревянная флейта].
После этого Судама отправился на Голоку в окружении множества других пастушков, которые прибыли на Землю для того, чтобы забрать Судаму.
Прибыв на Голоку, Судама сразу же отправился в Раса-Мандалу Вриндавана [rāse vṛndāvane] для того, чтобы поприветствовать Шри Радха-Мадхаву [rādhāmādhavayor - Шри Радху и Шри Кришну], которые счастливо улыбались, узнав о возвращении Судамы во Вриндаван'".
Вопрос: "А за что Шри Радхика вообще изгнала пастушка Судаму с Голоки?".
Ответ by Vishnudut1926: "Судама пытался защищать Кришну, когда Кришна слишком увлёкся любовными похождениями с другими Гопи. С этой истории, кстати, начинается знаменитая история Туласи и Шанкхачуды, но эта история в 'Брахма-Вайварте' настолько огромна и содержит столько подробностей, что весь её пересказ займёт неделю".
Вопрос: "Понял, тогда предлагаю вернуться к теме религиозных церемоний и второму правилу, связанному с гневом Шри Лакшми!".
Ответ by Vishnudut1926: "Второе правило можно сформулировать следующим образом: Богиня Лакшми обожает церемонии с использованием раковин, но ненавидит, когда раковины в церемониях используют шудры и женщины.
В 'Брахма-Вайварта-Пуране' данное правило упоминается сразу после шлок о Шиве, которые мы обсудили выше. Рассмотрим оригинальный текст правила на Санскрите.
शङ्खशब्दो भवेद्यत्र तत्र लक्ष्मीश्च सुस्थिरा। सुस्नातः सर्वतीर्थेषु यः स्नातः शङ्खवारिणा॥२.२०.२९॥
शङ्खो हरेरधिष्ठानं यत्र शङ्खस्ततो हरिः। तत्रैव सततं लक्ष्मीर्दूरीभूतममङ्गलम्॥२.२०.३०॥
स्त्रीणां च शङ्खध्वनिभिः शूद्राणां च विशेषतः। भीता रुष्टा याति लक्ष्मीः स्थलमन्यत्स्थलात्तता:।।२.२०.३१।।
śaṅkhaśabdo bhavedyatra tatra lakṣmīśca susthirā।
susnātaḥ sarvatīrtheṣu yaḥ snātaḥ śaṅkhavāriṇā॥2.20.29॥
śaṅkho hareradhiṣṭhānaṃ yatra śaṅkhastato hariḥ।
tatraiva satataṃ lakṣmīrdūrībhūtamamaṅgalam॥2.20.30॥
strīṇāṃ ca śaṅkhadhvanibhiḥ śūdrāṇāṃ ca viśeṣataḥ।
bhītā ruṣṭā yāti lakṣmīḥ sthalamanyatsthalāttatā:।।2.20.31।।
'Брахма-Вайварта-Пурана', Пракрити-Кханда, 20.29-31: 'Богиня Лакшми всегда остаётся там, где во время религиозных церемоний раздаются звуки раковины [śaṅkha śabdo bhavedyatra tatra lakṣmī śca susthirā].
Тот, кто принимает омовение с помощью воды из раковины, автоматически обретает плоды посещения всех существующих тиртх (священных мест).
В раковине всегда присутствует Господь Шри Хари, поэтому территория, на которой находится раковина, автоматически превращается в Обитель Господа Шри Хари [śaṅkho harer adhiṣṭhānaṃ yatra śaṅkhas tato hariḥ].
Богиня Лакшми никогда не покидает Господа Шри Хари, а это означает, что вместе с Господом Шри Хари на данной территории постоянно живёт Шри Лакшми - Богиня, уничтожающая всё дурное и дарующая лишь всё благоприятное [tatra iva satataṃ lakṣmīr dūrībhūtamamaṅgalam].
Несмотря на всё вышесказанное, Богиня Лакшми ненавидит, когда женщины и шудры используют раковину в религиозных церемониях (и особенно, когда женщины и шудры издают звуки с помощью раковины во время религиозных церемоний).
Подобные церемонии шудр и женщин приводят Богиню Лакшми в ярость [ruṣṭā], поэтому Богиня Лакшми мгновенно покидает место проведения таких церемоний'.
И сразу прокомментирую фразу 'śaṅkho harer adhiṣṭhānaṃ yatra śaṅkhas tato hariḥ' ('В раковине всегда присутствует Господь Шри Хари') из прозвучавшего блока стихов.
Если вернуться к вышеупомянутой истории пастушка Судамы, который переродился как демон Шанкхачуда, то можно обратить внимание на то, что на страницах 'Брахма-Вайварта-Пураны' часто повторяется идея о том, что демон Шанкхачуда был не обычным демоном, а амшей Шри Кришны с Голоки - статус Кришна-амши демон Шанкхачуда обрёл по той причине, что даже несмотря на всю демоничность, в нём всегда присутствовал пастушок Судама с Голоки.
Я обращаю внимание на этот факт из-за того, что в свете рассказанной выше истории у вас наверняка возник вопрос из серии: 'А как так получилось, что в вайшнавских ритуалах используются раковины с родословной, уходящей в историю о возникновении из костей убитого демона?'.
Ответ здесь очень прост: для вайшнавов раковины - это не предметы из костей демона, а духовные предметы, освящённые присутствием Господа Шри Хари, Кришна-амшей и историей победы над демонической природой. Дополнительные вопросы?".
Вопрос: "Нет, большое спасибо за исчерпывающие ответы!".
Дополнительное примечание о "Шива-Пуране" и источники.
В русскоязычном интернет-сегменте на момент написания данной статьи (ноябрь 2021 года) информация о запрете шанкхи в ритуалах для Шивы вообще отсутствует, но данную историю время от времени обсуждают в англоязычном сегменте, смотрите, например, ветку на https://hinduism.stackexchange.com/questions/36098/can-we-use-conch-shell-shankh-during-the-worship-of-lord-shiva
В этой ветке ссылаются на Рудра-Самхиту "Шива-Пураны", в которой также содержится история о Шанкхачуде. Раскопки дальше этого упоминания я проводить не стала, так как я лично отношусь к Вайшнавизму, а стало быть, шиваитские ритуалы и правила представляют для меня нулевой интерес.
Данная статья была подготовлена на основании следующих источников:
1) Издание 'Брахма-Вайварта-Пураны' на Санскрите-Хинди Tarinish Jha and Baburam Upadhyaya и
2) Издание 'Брахма-Вайварта-Пураны' на Санскрите-английском Shanti Lal Nagar.