Стих 14.19 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса посвящён Аватарам Бхагавана Шри Нараяны в контексте Юг. Очень интересен тот факт, что явления Господа Шри Нараяны следуют чёткой ритмике с убыванием: Сатья-Юга - 4 Аватары, Трета - 3, Двапара - 2, Кали - 1. Я изобразила общую схему на инфографике:
Обратимся к стиху в оригинале и толкованию:
mUru yugadali mUlarUpanu sUrigaLa saMtayisi ditiya ku
mArakara saMharisi dhaRmavanuLuhabEkeMdu
kAruNika bhUmiyoLu nijapari vArasahitavatarisi bahuvidha
tOridanu naravatpravR^ittiya sakala chEtanake [14-19]
ПОСЛОВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ:
mUru yugadali - первые 3 Юги, т.е. Крита (Сатья), Трета и Двапара;
mUlarUpanu - Мула-Рупи-Нараяна;
sUrigaLa - по просьбе гьяни из соответствующих Юг [гьяни = бхакты, святые];
saMtayisi - для того, чтобы защитить гьяни;
ditiya kumArakara saMharisi - и убить дайтьей - сыновей Дити [दैत्य - daitya - демон в общем смысле, а также алкоголь/наркотик];
dhaRmavanuLuhabEkeMdu - и чтобы установить Дхарму;
kAruNika - Сострадательный Бхагаван Шри Нараяна;
bhUmiyoLu - Бхарата-Кханда;
nijaparivArasahita - для Своей семьи бхактов;
avatarisi - является;
naravatpravR^ittiya - в формах, похожих на человеческие;
sakala chEtanake - такова Лила Бхагавана Шри Нараяны, в которой тривидха-дживы всегда воспринимают Его человеко-подобные Аватары по-разному: Божественные дживы узнают в Аватарах Шри Мула-Рупи-Нараяну, обычные дживы считают Аватары обычными людьми, а демонические дживы видят в Аватарах не просто человека, а человека с кипой недостатков.
>>> 01. АВАТАРЫ И "ШРИМАД-БХАГАВАТАМ", 1.3.5.
Я не перевожу длинное объяснение из электронного издания Шри Мадхва-Сампрадаи пословно - перескажу его своими словами. Аватары Бхагавана Шри Нараяны в различные Юги таковы - перечень уже был выше на инфографике, но я также опубликую его текстом:
I. Крита-Юга: 1) Матсья; 2) Курма; 3) Вараха; 4) Нарасимха.
II. Трета-Юга: 5) Вамана; 6) Парашурама; 7) Дашаратха-Рама.
III. Двапара-Юга: 8) Кришна; 9) Будда - Будда-Аватара появляется в финале Двапара-Юги, а также в начале Кали-Юги.
IV. Кали-Юга: 10) Калки - появится в самом финале Кали-Юги.
Праман - стих 1.3.5 из "Шри Бхагавата-Пураны":
एतन् नानावताराणां निधानं बीजम् अव्ययम्
यस्यांशांशेन सृज्यन्ते देवतिर्यङ्नरादयः [१.३.५]
etan nānāvatārāṇāṃ nidhānaṃ bījam avyayam
yasyāṃśāṃśena sṛjyante devatiryaṅnarādayaḥ [1.3.5]
Это знакомый всем праман из начала "Шримад-Бхагаватам", гласящий о том, что все Аватары, все деваты и всё сущее в целом исходят лишь от Бхагавана Шри Нараяны - с огромной радостью отмечу, что этот праман блестяще переведён в английском издании "Шри Бхагавата-Пураны" от Motilal Banasirdass - с упоминанием Имени "АДИ-НАРАЯНА", цитирую:
”1.3.5. This (original form of the Supreme Being, the Adi-Narayana) is the indestructible seed and the receptacle (place of return) of different incarnations and from whose parts and parts of parts, beings such as gods, subhuman beings (like animals, birds), men and others, are created”.
>>> 02. ПОЧЕМУ АВАТАРЫ НЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ В КАЛИ-ЮГУ? САНКАЛЬПА-АВАТАРЫ И ДЕВАТА-АВАТАРЫ.
В прамане из "Шри Бхагавад-Гиты", 4.7 говорится: ”यदा यदा हि धर्मस्य ग्लानिर् भवति भारत - yadā yadā hi dharmasya glānir bhavati bhārata - Я являюсь, когда Дхарма начинает увядать, а адхарма начинает буйствовать”.
Тем не менее, правило из "Шри Бхагавад-Гиты" не касается Кали-Юги, так как Кали-Юга - это время безумных грехов. По этой причине Шри Джаганнатха Даса пишет в обсуждаемом стихе 14.19 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары": ”mUru yugadali - Аватары Бхагавана Шри Нараяны являются только в первые 3 Юги (Крита + Трета + Двапара)”.
Цитирую издание Шри Мадхва-Сампрадаи: ”The avatAra-s of ParamAtma in the first 3 yuga-s i.e. kR^ita, trEtA & dvApara yuga are as per His saMkalpa. kali yuga is full of pApa alone. The lowly kali is the adhipati for kali yuga. In this yuga, vAyu dEvaru and others according to the order of ParamAtma take avatAra and establish dhaRma and protect the saintly people. This is the yuga for the avatAra of dEvata-s and establish dhaRma. At the end of kali yuga, ParamAtma would take the avatAra of kalki”.
В издании Шри Мадхва-Сампрадаи также уточняется, что Источником всех Аватар является Шри Падманабха-Рупи-Шриман-Нараяна, лежащий в океане Кшира-Самудра. Обратите внимание на то, что водные Матсья-Аватара и Курма-Аватара из Крита-Юги логически соответствуют океанической тематике и фактически возглавляют общий список Аватар прямо с начала Крита-Юги, цитирую издание: ”Matsya and other avatAra-s originate from padmanAbha rUpi shrIman nArAyaNa ParamAtma who lies on the xIra samudra”.
>>> 03. БХАРАТА-КХАНДА И СПУТНИКИ АВАТАР.
Часто можно услышать вопрос о локусе Бхарата-Кханды - это Индия или вся планета Земля? В издании Шри Мадхва-Сампрадаи поставлен знак равенства между Бхарата-Кхандой и Землёй (Бхуми), цитирую: ”ParamAtma took avatAra in bharata khaMDa. Since ParamAtma pervades in this bhUmi by His vyApti, the entire bhUmi can be referred as bharata khaMDa. When satya saMkalpa ParamAtma takes avatAra at that time vAyu and other dEvata-s also take avatAra along with Him to assist Him in His objectives of His avatAra”.
Далее следуют уточнения по спутникам Бхагавана Шри Вишну в Аватара-Лилах. Например, во время Шри Рама-Аватара-Лил роли были следующими: Вайю стал Хануманом, Сурья стал Сугривой, Шеша стал Лакшманом, а другие деваты стали обезьянами, которые служили Господу Шри Рамачандре.
А вот пример ролей из Шри Кришна-Аватара-Лил: Вайю стал Бхимасеной, Ямарадж стал Юдхиштирой, Индра стал Арджуной, а Ашвини-Деваты стали Накула-Сахадевой.
Цитирую издание: ”During rAmAvatAra, vAyu dEvaru took the form of hanumAn, sURya took the form of sugrIva, shESha dEvaru took the form of laxmaNa and other dEvata-s took the form of monkeys for the service of shrI rAma. During kR^iShNAvatAra, vAyu dEvaru took the form of bhImasEna, yama dhaRma rAya took the form of yudhiShTira, iMdra as aRjuna, ashvini dEvata-s as nakula-sahadEva”.
>>> 04. ЛИЛА-МАНУШЬЯ И ТРИВИДХА-ДЖИВЫ.
И после этого следует уточнение по тривидха-дживам и Лила-Манушье Бхагавана Шри Нараяны [Лила-Манушья = человеко-подобные Аватары/Лилы Господа Шри Нараяны].
Саттвика-дживы всегда узнают в Манушья-Аватарах Бхагавана Шри Нараяну, как Господа с бесконечным количеством благостных качеств. Раджасика-дживы видят в Аватарах лишь обычного человека, дальше их видение никогда не простирается. А вот видение тамасика-джив (точнее говоря, их ужасающая религиозная слепота!) является максимально грязным: они видят лишь обычного человека и лишь недостатки (доши).
Процитирую издание: ”ParamAtma is lIlA manuShya. This drama of ParamAtma is understood by the trividha jIva-s according to their yOgyata. dEvatas recognize Him as ParamAtma, who has infinite virtuous qualities, rAjasa-s recognize Him as ordinary human being and the tamO yOgya daitya-s see a lot of dOShas in Him”.
≪≪≪──── ≪ °❈° ≫ ────≫≫≫
Данный пост подготовлен на основании электронного издания Шри Мадхва-Сампрадаи — https://sites.google.com/site/harshalarajesh/harikathamruthasara
Статья/инфографика: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 05-март-2024
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах
Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):
SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926
▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/
▲WP https://vishnudut.wordpress.com/
▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus
▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/
▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/
▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926