пятница, 25 марта 2022 г.

Хануман на страницах "Парашара-Самхиты"...

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

>>>01. "Парашара-Самхита" и Шри Аннамачарья.

>>>02. Дата рождения Ханумана.

>>>03. Девять аватар Ханумана, Хануман как грихастха и история свадьбы Суварчала-Пати-Ханумана. 

>>>04. Места силы для Хануман-бхактов (11 Хануман-питхов). 

>>>05. "1000 Имён Ханумана" и отличия "Парашара-Самхиты" от "Шарада-Тилаки", "Прапанча-Сары" и "Тантра-Сары". 

• • • ❂ • • • ❂ • • • ❂ • • • ❂ • • • ❂ • • • ❂ • • •

У меня в архивах вчера нашёлся прекрасный номер журнала "Кальяна-Кальпатару", полностью посвящённый Хануману [ссылка на pdf-scan в моём archive-org + ссылка на скан в блоге]. Я его утром прочитала в режиме мега-скорочтения и отобрала несколько сильных статей на перевод. 

Весь номер, кстати, трудно назвать сверх-сильным, потому что это "Кальяна-Кальпатару", а данный журнал всегда публиковал слишком разношёрстный материал - так, конкретно в данном номере о Ханумане, жалкие статьи шанкараитов (sic!) соседствуют с серьёзными вайшнавскими статьями. Если вы будете изучать этот номер самостоятельно, то рекомендую сразу включать отсев-машину и быстро пропускать статьи шанкараитов. 

Одна из самых мощных статей номера - это "Hanuman in Parashara-Samhita" by Dr. V. V. B. Rama Rao. Перевод данной прекрасной статьи с сокращениями я публикую ниже. 

ЭПИГРАФ:

हनुमान् कल्पवृक्षो मे हनुमान् मम कामधुक् । 

चिन्तामणिस्तु हनुमान् को विचारः कुतो भयम् ॥

hanumān kalpavṛkṣo me hanumān mama kāmadhuk । 

cintāmaṇistu hanumān ko vicāraḥ kuto bhayam ॥

"Для меня Хануман - это дерево желаний Кальпа-Врикша, для меня Хануман - это священная корова Камадхену, для меня Хануман - это драгоценный камень Чинтамани! Как в моё сердце может проникнуть страх, если я постоянно медитирую лишь на Ханумана?". ["Ханумана-Джанма-Катхана-Нама"]

>>>01. "Парашара-Самхита" и Шри Аннамачарья.

"Парашара-Самхита" состоит из 150 Патал (Глав) и содержит бесценную информацию для бхакт Ханумана. 

Аутентичность данной объёмной Самхиты не вызывает никаких сомнений и здесь стоит отдельно упомянуть то, что "Парашара-Самхита" очень сильно повлияла на творчество такого величайшего композитора/поэта Южной Индии, как Шри Аннамачарья: все гимны, составленные Шри Аннамачарьей, озарены концепциями именно данного священного текста. 

>>>02. Дата рождения Ханумана. 

Как известно, по поводу даты рождения Ханумана ведутся споры, но "Парашара-Самхита" с лёгкостью нивелирует все дебаты на эту тему, так как содержит следующую информацию: 10-ый день после полнолуния месяца Вайшакха, суббота, Пурвабхадра-накшатра, Вайдхрити-йога в Карака-лагне, полдень. 

Прим. переводчика. В Пуранах и других источниках приводятся разные даты рождения Ханумана, поэтому данная тема всегда вызывает много споров. На всякий случай, привожу английский оригинал с информацией о рождении Ханумана: 'Hanuman was born on the tenth day after the full moon day of Vaisakha, on Saturday, under the star Purvabhadra, in Vaidhrti Yoga in Karka Lagna, in the afternoon'. 

>>>03. Девять аватар Ханумана, Хануман как грихастха и история свадьбы Суварчала-Пати-Ханумана. 

В "Парашара-Самхите" упоминаются 9 аватар Ханумана. Перечислим их:

I. Прасанна-Анджанея. 

II. Вира-Анджанея.

III. Вимшати-Бхуджа-Анджанея - это 20-рукая аватара Ханумана с 20 оружиями. 

IV. Панча-Мукха-Анджанея. У данной аватары Ханумана - 5 ликов: 4 лика, взирающие в 4 различные стороны, и лик под названием "урдхва-мукха" (буквально "высший лик"), взирающий вперёд/наверх. 

V. 18-рукая аватара Ханумана [прим. переводчика: в английском оригинале имя данной аватары, к сожалению, пропущено]. 

VI. Суварчала-Пати-Хануман. Суварчала является одной из дочерей Сурья-девата. 

Как правило, в Индуизме о Ханумане говорят как о брахмачари, но на страницах "Парашара-Самхиты" Хануман предстаёт в образе грихастхи. 

Например, на страницах известного всем нам текста классической "Рамаяны", Валмики не развивает тему вступления Ханумана в грихастха-ашрам, но такие священные тексты, как "Кхагендра-Самхита", "Шаунака-Самхита" и "Сударшана-Самхита", содержат истории о свадьбе Ханумана. История из "Парашара-Самхиты" является наиболее детальной из всех упомянутых. 

Более того, в "Парашара-Самхите" даже упоминается особый праздник/пост, посвященный свадьбе Ханумана и Суварчалы: данный пост следует проводить в месяц Джьештха, на десятый день перед полнолунием. 

VII. Седьмая аватара - это четырёх-рукая форма Ханумана [прим. переводчика: имена аватар 7, 8 и 9, к сожалению, также не упомянуты в английском оригинале]. 

VIII. Восьмая аватара - это гневная 32-рукая форма Ханумана с 32 оружиями. 

С данной аватарой Ханумана связана гневная Хумкара-Мантра [прим. переводчика: т.е. одна из Мантр Ханумана, основанная на тантрической бидже 'हूं - hūṃ' - данную биджу также называют 'हुङ्कार - huṅkāra', а мантры с данной биджей, как правило, используются в разрушительных и агрессивных ритуалах, например, в ритуалах, направленных на разрушение армий демонов].

IX. И девятая аватара Ханумана - это форма Ханумана, которую мы все прекрасно помним из историй "Рамаяны" Валмики. Именно данная аватара Ханумана помогала Господу Шри Рамачандре в войне с демоном Раваной и передавала вести принцессе Сите, попавшей в плен. 

>>>04. Места силы для Хануман-бхактов (11 Хануман-питхов). 

В 16-ой Патале "Парашара-Самхиты" перечислены 11 питхов, т.е. священных мест, которые особенно важны для бхактов Ханумана: Кундина-Нагара, Шри Бхадрам, Куша-Тарпанам, Пампа-Тирам, Чандра-Конам, Камбходжа, Гандха-Маданам, Брахмаварта-Пурам, Наймишараньям, Сундара-Нагарам и Шри Ханумат-Пурам. 

С перечисленными 11 питхами связаны легенды о различных бхактах, которые занимались аскезами и медитировали в данных питхах для того, чтобы обрести Хануман-сакшаткару [прим. переводчика: термином 'साक्षात्कार - sākṣātkāra' обозначают личную встречу с поклоняемым божеством/видение божества/переживание присутствия божества - подобная встреча обретается с помощью длительных медитаций и аскез]. 

>>>05. "1000 Имён Ханумана" и отличия "Парашара-Самхиты" от "Шарада-Тилаки", "Прапанча-Сары" и "Тантра-Сары". 

На страницах "Парашара-Самхиты" также можно найти Стотру, состоящую из 1000 Имён Ханумана. Например, одно из 1000 Имён Ханумана звучит как "Бхавишьяд-Брахма" [прим. переводчика: "भविष्यद्ब्रह्मा - bhaviṣyadbrahmā" - буквально "тот, кто станет Брахмой в будущем и будет заниматься творением материального мира"].

Выше мы уже упомянули о том, что "Парашара-Самхита" отличается детальным стилем изложения информации о Хануман-садхане. 

К примеру, такие популярные тантрические сборники, как "Шарада-Тилака", "Прапанча-Сара" и "Тантра-Сара" лишь лаконично упоминают базовые Мантры Ханумана, оставляя без внимания такие важнейшие компоненты садханы, как "1000 Имён Ханумана". 

В отличие от указанных тантрических сборников, в "Парашара-Самхите" приводятся детальные объяснения Хануман-Панча-Даша-Акшари-Мантры, Шодаша-Акшари-Хануман-Мантры и Ашта-Даша-Акшари-Хануман-Мантры с указанием всех необходимых ньяс и ниям. 

Все остальные ритуалы, которые должны быть в багаже любого Хануман-бхакта, также приведены в данной Самхите в полном объёме. 

Одна из особенностей "Парашара-Самхиты" - это акцент на редкой Хануман-катхе. На страницах данной Самхиты приводятся как истории гневных подвигов Ханумана, в которых он безо всякого сожаления уничтожал адхармичных демонов (например, таких демонов, как Тришуларома, Рактарома и Майравана), так и истории, в которых Хануман протягивал руку помощи тем, кто стоит на стороне Дхармы: Дхваджадатте, Капиле и Кашьяпе. 

И напоследок перечислим 5 интересных фактов о Ханумане из "Парашара-Самхиты":

ФАКТ-01. Хануман был рождён с золотым шнуром, украшающим его тело, и стал известен под именем "Бала-брахмачари", т.е. "ребёнок-брахмачари". 

ФАКТ-02. На 13-ый день перед полнолунием месяца Маргаширша очень благоприятно соблюдать особую аскезу под названием "Хануман-Врата". 

ФАКТ-03. Больше всего Хануман любит жить в банановых чащах рядом с рекой Пампа, а также на горе Гандха-Мадана. 

ФАКТ-04. Ваханой Ханумана является верблюд [прим. переводчика: वाहन - vāhana - средство передвижения божества, например, ваханой Господа Шри Вишну является орёл Гаруда].

ФАКТ-05. Гуру Ханумана является Сурья-девата. 

Перевод/примечания by Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 25-март-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах