понедельник, 31 августа 2020 г.

JRPG эпохи SNES без боли и азиатского надрыва: MESEN-S + древние печатные гайды с archive.org + ASCII-гайды + city pop 80-ых...


Я этим летом/осенью вовсю веселюсь в мирах древних японских JRPG, проходя их с помощью древних гайдов из 90-ых, читов и бодрящей японской музыки 80-ых. 

Далее я расскажу о своей схеме прохождения на примере "Breath of Fire" с SNES - это одна из самых показательных и, не побоюсь этого слова, великих игр той эпохи, так как в ней были реализованы щемящие душу осенние пейзажи, смена дня/ночи, очень годный pixel-art и даже сюжетные ходы с титанами (да, титаны уже были в трендах ещё до появления "Shingeki no Kyojin").

В целом, мой рабочий стол под прохождение любой олдовой JRPG выглядит следующим образом:
60-70% экрана занимает эмулятор c запущенной игрой, примерно 30% экрана занимает открытый гайд в TXT-формате в wxMEdit, перед ноутбуком лежит 10-дюймовый планшет с открытым официальным гайдом в pdf-формате, на заднем плане играет какой-нибудь альбом из эпохи city pop, например, "Escape From Dimension"-1987 by Momoko Kikuchi.

Красивое фото рабочего стола сделать не удалось (потому что для этого надо стирать пыль, убирать со стола и выстраивать свет), поэтому ниже - небольшое фото-урод. У меня, кстати, огромный ноутбук, просто на фоне геймпада он выглядит мелким:


Далее - пошаговый рассказ о том, как создать подобное веселье. 

ШАГ 01 - Запасаемся гайдами (pdf, ASCII).

Гайды-сканы из 90-ых. В 90-ых существовала отдельная отрасль по выпуску гайдов для локализованных JRPG. 

Например, подобные гайды печатали Prima Publishing и Brady Games. 

Нынче данные гайды можно найти на archive.org, вот например, 188-страничный Ч/Б-гайд в pdf-формате как раз под первую часть "Breath of Fire" - https://archive.org/details/BreathOfFireSNESPrima

В конце данного поста я приведу подборку ссылок на особо выдающиеся гайды той эпохи - цветные и черно-белые. 

Проходить игру с таким гайдом необычайно весело (особенно загрузив его в 10-дюймовый планшет, который будет лежать перед ноутбуком с запущенной игрой), так как там напечатаны карты замков с указанием всех пузырьков здоровья/маны и т.п.

ASCII-гайды. Думаю, этот вид гайдов знаком всем, так как именно они всегда выпадают в поиске при наборе фразы типа "breath of fire snes walkthrough"

В наше время большинство подобных гайдов обитает на gamefaqs.gamespot.com. 

Типичный пример - https://gamefaqs.gamespot.com/snes/563529-breath-of-fire/faqs - там на данный момент собрано 9 гайдов, из которых я лично очень уважаю гайд, составленный пользователем "PeaceNLove". 

ВАЖНО: Кнопка "View in Text-Mode". ASCII-гайды я всегда листаю через различные блокноты/IDE для программирования типа wxMEdit или Programmer's Notepad или Visual Studio, что требует сохранения в TXT-формате. 

Странно, но на gamefaqs кнопка "View in Text-Mode" почему-то находится в самом конце гайда, поэтому просмотр всех гайдов на данном сайте я всегда начинаю с конца через тычок именно на данную кнопку, смотрите скрин:


Итого, первичный запас для прохождения любой JRPG выглядит примерно вот так - несколько гайдов + чит-таблицы (о читах - ниже):


ШАГ 02 - Бесплатный Mesen-S и встроенная база читов.

Mesen-S [www.mesen.ca] как-то неожиданно появился среди эмуляторов в 2020 году и сразу покорил моё сердце.   

В этом эмуляторе можно настроить яркость картинки (Options - Video - Picture - Saturation) и тут же на лету протестировать встроенные фильтры (2xSai, xBRZ 3x и т.д.

База с читами в Mesen-S встроена по умолчанию, поэтому под практически любую игру можно тут же получить отличный набор кодов (Tools - Cheats - Cheat Database - Import Cheats). 

В целом, база данных Mesen-S повторяет списки с gamehacking.org, но некоторые разночтения всё-таки наблюдаются. 

Например, в Mesen могут отсутствовать редкие читы типа 1-hit-kill или turn off random battles, поэтому за ними придётся по старинке зайти на gamehacking.org. 

В свете этого - простой совет: если вы, например, уезжаете на дачу, где предвидятся проблемы с интернетом, но при этом у вас есть список JRPG под прохождение, то рекомендую сразу скачать обновленные таблицы с gamehacking.org в формате SNES9X (*.cht) именно под свой список игр:


У меня, например, прохождение Breath of Fire в первый раз сорвалось не на даче, а в родной и любимой Москве из-за того, что идёт капитальный ремонт нашей сталинки с отключениями тока/интернета, а в базе Mesen-S нет чита "Turn off random battles" - именно данный чит очень важен для весёлого и ненапряжного прохождения. 

Кстати, в моём случае это оказалось типичным "a blessing in disguise", так как подобная техническая неполадка привела к тому, что я прошла очень ламповый "Final Fantasy - Mystic Quest", который у меня был заброшен в самый дальний ящик стола прохождений. 
Здесь мы как раз подошли к самому гнуснейшему шагу с точки зрения азиатов, так как мы используем чит "Turn off random battles", фактически уничтожив всю азиатскую концепцию гейминга, которая строится на обсессивно-компульсивном level-up и прочем малопонятном моему уму многочасовом наяривании в цифры!
Итак, мы фактически превратили Breath of Fire в легкий прогулочный квест/сказку без рандомных боёв:


Куда при этом делась прокачка героев, столь милая сердцу азиатов? В читы + сражения с боссами. У меня практически с самого начала включены читы на максимальный level-up и бессмертие + боссы в Breath of Fire остаются на своих местах. 

В общем, сражения будут - с помощью вышеуказанной комбинации читов я просто избавилась от самой невкусной концепции JRPG 90-ых, а именно раздражающих рандомных сражений через каждые 3 секунды. Кроме того, для того, чтобы полюбоваться на местных монстров, я иногда отключаю рандом в некоторых локациях.

ШАГ 03 - Свой музон. Дискотека 80-ых (в Японии). Возвращаемся в годы экономического бума Японии.

Многие JRPG из 90-ых могут похвастаться блестящими OST (например, Light Crusader с Sega, музыка Aki Hata, как она умудрилась записать столь мощные мелодии на примитивном звуковом чипе? - https://youtu.be/4b3-nN9fNiE), но Breath of Fire, увы, отличается очень слабым OST, поэтому под прохождение нужно навинтить собственную радиостанцию. 

Как ни странно, духу Breath of Fire близка японская "city pop" музыка времён аудио-кассетных Walkman, видео-кассетных аниме и общего подъёма японской экономики. 

Моя радиостанция из японских 80-ых создана следующим образом. 

01. Для начала нам нужно имя какого-нибудь артиста того времени. Пусть это будет Momoko Kikuchi.  

02. Идём на last.fm, пробиваем через поиск Momoko Kikuchi и заходим на страницу Момоко именно с японской подписью [菊池桃子]. На самом деле, нас интересует не Момоко, а рубрика 'similar to - view all artists' - смотрите скрин ниже:

03. Итак, начинаем рыться в рубрике "похожие артисты". Допустим, меня очень заинтересовала Mariya Takeuchi из списка. Далее я иду на Wikipedia, так как мне нужно посмотреть её дискографию, которая выглядит следующим образом (далее - отрывок, а не вся дискография):

1980 - Love Songs
1981 - Portrait
1987 - Request
1989 - Quiet Life

Это список альбомов, которые я буду выкачивать с youtube. 

04. Теперь я иду на youtube и вбиваю вот такой запрос "Mariya Takeuchi full album". 

С популяризацией стиля vapourwave, который часто базируется на сэмплах из японского city-pop, подобные альбомы стало очень легко искать, так как их стали гораздо чаще цифровать и постить на узкоспециализированных youtube-каналах. 

Кстати, зацените розово-чёрную обложку в эмо-стиле слева (это, кстати, год 1980) - какой ехидный укор всем американским emo-группам из 2000-ых!

05. Далее я скачиваю все найденные альбомы через MediaHuman Youtube to MP3 (он у меня настроен на скачивание в m4a, кстати) или Youtube-DLG

На youtube обычно постят альбомы в монолитном звуковом потоке, т.е. без разделения на песни, но это именно то, что нужно, так как дальше наступает очередь либо Resonic Player, либо Wavosaur - они оба отлично чертят звуковые волны. 

06. Лучше использовать Resonic Player, так как он быстрее, без проблем читает m4a и как раз заточен под обычного слушателя, тогда как Wavosaur гениален, но всё-таки является именно аудио-редактором без поддержки m4a и дольше обрабатывает файлы. 

Вот как выглядит отрывок из альбома Request 1987 года, паузы между песнями прекрасно видны - оранжевая линия для примера:


ШАГ 04 - настройка wxMEdit, бэкап-системы и ссылки на интересные гайды для SNES.

В сущности, всё готово - гайды и читы разложены по полочкам, эмулятор настроен, плеер играет дискографии. 

Основа моих прохождений - это именно ASCII-гайды, так как их очень удобно листать через различные блокноты для программистов, закрепив в соседнем с эмулятором окне. Пример подобной раскладки - ниже (также на #plurk):


Мой любимый блокнот на данный момент - это wxMEdit, в нём очень быстро настраиваются цветовые схемы, смотрите отдельную статью об этом  гениальном и бесплатном блокноте, я там также использую примеры с Breath of Fire - #wxMEdit - portable-шедевр с японским знаком качества!

И заодно рекомендую сделать простенькую бэкап-систему, в которой, например, папка с эмулятором, музыкой и гайдами с HDD будет синхронизироваться с флэшкой.

Здесь опять-таки прекрасно помогут бесплатные программы - FreeFileSync [ссылка] или Ice Mirror [ссылка].

И некоторые знаменательные ссылки напоследок:

Цветной мануал также для Zelda с SNEShttps://archive.org/details/legend-of-zelda-the-a-link-to-the-past-usa

Цветной арт-бук по Breath of Fire от Capcomhttps://archive.org/details/breath-of-fire-official-complete-works

Цветной гайд для Final Fantasy IIIhttps://archive.org/details/Nintendo_Players_Guide_SNES_Final_Fantasy_III_1994

Secret of Evermore - цветной мануалhttps://archive.org/details/secret-of-evermore-usa

Secret of Evermore - цветной гайд от Brady Games - https://archive.org/details/SecretOfEvermoreBradyGamesAuthorizedStrategyGuide

Полезный канал - https://archive.org/details/@snesmanualarchive. Это архив не гайдов, а мануалов (коротких инструкций к игре). Мануалы всегда забавно листать перед прохождением игры, так как они объясняют правила и игровые механики, а также очень красочно оформлены. 

В стародавние времена подобные мануалы шли в комплекте с картриджами - отличная традиция, которая у меня до сих пор вызывает восторг, так как всегда приятно получить не некую обезличенную игру, а игру с буклетом, в котором создатели рассказывают о сюжете, механиках и т.д. 
Данная статья относится к блоку статей об играх, смотрите список всех статей здесь - https://vishnudut1926.blogspot.com/2018/03/games-russian.html
Вишнудутка Вишновская, Москва, 31-август-2020
Перепечатка статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена