Дочитываю сегодня книгу "Outlines of The Philosophy of Sri Madhwacharya" by B.A. Krishnaswamy Rao, издание 2003 года.
Книга, увы, не самая удачная - автору не хватает чёткости/красивости/логичности слога. На странице 136 Кришнасвами Рао объясняет концепцию агьяны и упоминает такую составляющую агьяны, как ''शैवल - śaivala - шайвала". На первый взгляд может показаться, что данный вид агьяны относится к Шиве и шайвам, но, на самом деле, это название переводится с Санскрита как "тина" (да, та самая тина из болота!).
К счастью, в рамках Шри Мадхва-Сампрадаи есть другие авторы, объясняющие концепцию агьяны более изящным слогом и, например, на сайте www.tatvavada.org можно найти отличную статью "Ajnana" by Vidwan Tirumala Kulkarni Poornaprajna Vidyapeetha [ссылка на полный текст pdf-статьи, смотрите страницу 24 в документе]. Далее я перескажу данную статью.
В теологии Шри Мадхва-Сампрадаи оперируют 2 терминами: "агьяна" и "авидья", оба термина синонимичны. Существуют 2 классификации агьяны/авидьи - смотрите таблицу ниже (а также на box, plurk) и расшифровку таблицы далее по тексту.
Итак, классификация № 1 - пятеричная, данная классификация знакома многим читателям: 1. Моха 2. Махамоха 3. Тамисра 4. Андхатамисра 5. Тамас.
Я не останавливаюсь подробно на пятеричной классификации, так как она часто упоминается в Пуранах, а Шри Мадхва-Ачарья дополнительно разбирает её в "Шри Маха-Бхарата-Татпарья-Нирнайе" - в общем, эту классификацию знают практически все.
А классификация №2 - четвертичная, эту классификацию обсуждают гораздо реже, и именно данная классификация содержит такую составляющую, как "शैवल - śaivala - шайвала". Перечислю составляющие второй классификации.
Составляющая 01 - स्वगुणाच्छादिक [svaguṇācchādika].
Эта составляющая скрывает от дживы знание о том, что джива является дживой. Говоря проще, это заблуждение, при котором джива начинает считать себя дядей Васей или псом Шариком, забывая о своей духовной природе/своих духовных качествах (отсюда и название "свагуна", т.е. неведение дживы о своих возвышенных духовных качествах).
Интересно, что Кришнасвами Рао, в вышеупомянутом издании, использует не термин स्वगुणाच्छादिक [svaguṇācchādika], а термин जिवच्छादिक [jivacchādika]. Мне лично, кстати, термин 'jivacchādika' нравится даже больше, так как он лучше объясняет суть данного типа авидьи.
Составляющая 02 - परमच्छादिक [paramacchādika].
Этот вид авидьи/агьяны скрывает от дживы любое знание о Боге, т.е. о Господе Шри Вишну. "Парама" в названии данной составляющей как раз означает Бога/Господа Шри Вишну.
Составляющая 03 - शैवल [śaivala].
Это как раз болотная тина. Данная составляющая многогранна! Например, Кришнасвами Рао пишет о том, что это мирские желания и стремления, которые ослепляют дживу, не давая ей увидеть истинную, Божественную природу реальности.
А Видван Тирумала, в своих объяснениях, связывает этот тип авидьи/агьяны с неспособностью ухватить духовную суть Шастр. При поражении "шайвалой" джива вроде бы как понимает духовные категории и даже вроде бы как усваивает их, но это понимание/усвоение постоянно покрывается подобием тины и уносит дживу от духовных берегов, в мир материального. В общем, здесь имеется в виду знание, которое не может принять стабильную форму и постоянно замутняется.
Составляющая 04 - माया [māyā].
Это Майя Господа Шри Вишну, о которой подробно рассказывается в "Шри Вишну-Пуране". Шлоки из "Шри Вишну-Пураны" многим знакомы, поэтому, в качестве заключительного аккорда, я процитирую более редко упоминаемые шлоки из моей любимой "Шри НараСимха-Пураны":
तृणादि चतुरास्यान्तं भूतग्रामं चतुर्विधम् चराचरं जगत् सर्वं प्रसुप्तं यस्य मायया [१६-१२]
तस्य विष्णोः प्रसादेन यदि कश्चित् प्रबुध्यते स निस्तरति संसारं देवानाम् अपि दुस्तरम् [१६-१३]
tṛṇādi caturāsyāntaṃ bhūtagrāmaṃ caturvidham
carācaraṃ jagat sarvaṃ prasuptaṃ yasya māyayā [16-12]
tasya viṣṇoḥ prasādena yadi kaścit prabudhyate
sa nistarati saṃsāraṃ devānām api dustaram [16-13]
"Шри НараСимха-Пурана", 16.12-13: "В этом мире абсолютно все - от мелкой травинки и до четырёх-главого Брахмы - находятся под влиянием Шри Вишну-Майи, и лишь только по Милости Господа Шри Вишну живое существо может пробудиться от авидьи и пересечь океан страданий/сансары".