вторник, 16 марта 2021 г.

Записки капризной пост-рокерши - Часть 01: от симфонического отчаяния Bark Psychosis к саунду дешёвой косметички Efterklang...

Всю весну я буду слушать древний и современный пост-рок - заодно составлю список с впечатлениями. Я не являюсь новичком в этом жанре - в своё время я жутко фанатела от таких групп как Maserati и Tortoise, но жанр в целом я недолюбливаю по многим причинам: например, нудность, претенциозность, сопливость/меланхоличность/плаксивость и отсутствие тестостерона/энергии у многих пост-рок групп. 

Так или иначе, промозгло-свинцовый март/апрель в Москве идеально подходит для пост-рока, поэтому по ночам я отслушиваю и буду отслушивать кучу альбомов с помощью Resonic Player и Stellio.

Ниже - выборка из первых 10 альбомов: данные альбомы были надёрганы мною из списков под названием "30 best post-rock albums of all time", которые можно найти на FactMag, Kerrang!, Paste и похожих музыкальных ресурсах. 

01. Bark Psychosis - "Independency" (1995).

Обложка именно с кириллицей и советским телевизором - выглядит необычно даже в 2021 году, когда волна моды на русские шрифты прокатилась по всему миру.

В целом, альбом звучит очень паршиво, но каким-то чудом Bark Psychosis умудрились записать 2 таких потрясающих трека как "I Know" (баллада в стиле Tindersticks с мощной симфонической составляющей) и "Nothing Feels" (зацените гитару, пропущенную через chorus - звучит как все гитары Madchester-сцены вместе взятые!).

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

❒ Yes Альбом можно рекомендовать для знакомства с историей пост-рока, но лучше вооружиться наушниками - качество записи на альбоме хромает, например, при прослушивании трека "I Know" через колонки вся симфоническая часть вообще уплывает и трек полностью теряет своё очарование. 

02. Aerial M - "Aerial M" (1997).

Альбом считается мега-классикой пост-рока, только вот в 2021 году слушается как наивные экзерсисы древнего менестреля. 

Общее звучание можно описать как "наивная акустика" с примитивными лупами - в общем, ничего хорошего об этом альбоме не скажешь. 

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

No Альбом не пережил эпоху пост-рока 90ых, звучит удручающе архаично. Тем не менее, отмечу отличную обложку с архитектурой, похожей на сталинскую Москву.

03. Emeralds - "Does It Look Like I'm Here?" (2010).

Альбом можно разделить на 2 части: 

A) Энергичные треки, которые звучат как retro-wave или даже hard-trance, из которых удалили биты - звучит очень и очень дёшево!

В треках группы А) много арпов (arps) и секвенций (seq) - большого ума для их сочинения не нужно - просто настройте arpeggiator на любимом синтезаторе/DAW и дальше музыка будет сочинять себя сама - вам только нужно будет подкручивать нужные knobs (небольшой секрет саунд-продюсера - бесплатный VST HY-SEQ16x3v2 free в сочетании с любым бесплатным синтом - например, TAL-Elek7ro, может навертеть миллиард подобных треков!). 

Б) Ambient-chillout-треки, которые сотканы из многих слоёв (layered synths) и которые не вызвали у меня хейта. В музыкальном плане подобные треки находятся где-то между творчеством известного Schiller и релизами лейбла Lemongrass - неплохая, многослойная накрутка синтезаторов с годным уровнем сочинения.

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷ 

No Середнячковая электроника, которая иногда попадает в подборки "лучшие альбомы пост-рока" скорее по ошибке, нежели чем по фактической жанровой принадлежности. Если вы пропустите этот альбом, то вообще ничего не потеряете. 

04. Cul De Sac - "China Gate" (1996). 

Предыдущий альбом Emeralds иногда жанрово причисляют к "kosmische", поэтому продолжим тему космического рока.  

Альбом родом из 90ых и из-под пера бостонской группы Cul De Sac как раз мечется от хаотичного space rock (трек "Doldrums", например) к заторможенной нео-психоделии (трек "James Coburn"). 

Запись, увы, соответствует 1996 году - типичное "уплощённое" звучание той эпохи - тем не менее, не могу не отметить очень годный уровень студийной реверберации во всех треках. 

По саунду Cul De Sac, кстати, чем-то похожи на ранние альбомы Bethany Curve с тем лишь отличием, что Bethany Curve ранней эпохи всегда акцентируют шугейз, отчаяние и депрессняк, тогда как Cul De Sac акцентируют нервно-истеричный космизм. 

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

❒ Yes Не шедевр, но, тем не менее, годный альбом для знакомства с саундом космического пост-рока 90ых и общего понимания эволюции жанра. 

05. Tarentel - "Ephemera" (2002).

Цитирую свою записную книжку (было написано ночью, сразу после прослушивания): 

"Гитарный пост-рочок начала 2000-ых. Треки over 15 minutes - в конце обычно нудный кусок в виде ambient drone. Скучно, но в некоторых треках есть атмосферная пустынность". 

Добавлю к вышеупомянутому отрывку из своего блокнота следующее: фактически это тот самый нудный пост-рок, который непосредственно ассоциируется с жанровым клише "пост-рок" - чересчур затянутые треки, опора лишь на гитарный звук (никаких синтов, клавиш, оркестров и т.д.), раздражающая и зацикленная копипаста из эмбиентного гула и т.п.

На фоне всего этого безобразия неожиданно крепко звучат трек "The Waltz" (15 минут 13 секунд) и лиричная зарисовка "Two Sides Of Myself Part One" (6 минут 24 секунды). 

В своё время Pitchfork написали отличную рецензию на этот альбом, рекомендую - https://pitchfork.com/reviews/albums/7942-ephemera/

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

❒ Yes Не самый плохой альбом для московской ночи в пустынном сталинском районе типа моего родного Измайлово и для любования ночной улицей из окна. 

Вполне подходит для знакомства с эволюцией пост-рока, НО...рекомендую использовать визуальные плееры типа Resonic Player/Stellio Player или аудио-редакторы типа Audacity/Wavosaur/OcenAudio для прослушивания альбома - перечисленный бесплатный софт прекрасно покажет вам какие куски в 15-минутных треках можно без проблем промотать.

06. The American Analog Set - "Know by Heart" (2001).

Культовый альбом, выпущенный в сентябре 2001 года для всех осенних эмо-инди-кидов. Альбом часто можно видеть в подборках пост-рока, но это американское эмо-инди в чистом виде: песни очень короткие (по меркам пост-рока) и основаны на паттернах песен 1960-ых. 

Поверх подобных песенных структур парят блестящий вокал Andrew Kenny и лёгкие клавишные. Результат - оценка 4.5 (superb) от SputnikMusic и 8.0 от Pitchfork. 

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

❒ Yes 10 из 10 ставлю я, смело добавляйте альбом в плеер, хотя не все хмурые пост-рокеры одобрят (поймут) осенне-романтичный саунд альбома. Лучший трек, звучащий у меня на повторе: "The Kindness of Strangers"

У одного из треков альбома, кстати, пророческое для 2020-ых годов название: "We're Computerizing and We Just Don't Need You Anymore". 

07. Efterklang - "Magic Chairs" (2010).

"Магические стулья" датчан Efterklang - это яркий пример того, как претенциозность может угробить буквально всё. Данный альбом - это аналог Бориса Моисеева в мире пост-рока - всё пышно, всё накрашено, всё чрезмерно звучит и танцует, но эффект очень отталкивающий. 

Представьте пластиковый рай из искусственных цветов, который быстро построили на месте бывшего туалета - это как раз будет звук "Магических стульев" Efterklang: совершенно пустой альбом с кучей журчалок, свистулек, натужного пения и т.д. 

Pitchfork в своё время поставили альбому 5.9, а The Guardian лишь 3 звезды из 5, но это чисто из вежливости, так как реальный рейтинг здесь 0.9 пунктов из 10 или 0.3 звезды из 5.

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

█No█No█No█No█NIGHTMARE Музыка для туалетов. Амбре дешёвой косметички, предвещающее анафилактический шок. 

08. The Six Parts Seven - "Casually Smashed to Pieces" (2007).

Пятый и выдохшийся альбом math-post-rock-бронтозавров из города Кент (Огайо). Общий саунд здесь можно охарактеризовать как "подкошенный/подбитый". Многие треки базируются на дедовской слайд-гитаре, а потому звучат как замедленное кантри для тех, кому уже нечего терять. 

Из запоминающихся треков можно отметить лишь вяло плетущийся "Stolen Moments", тогда как остальные треки отчаянно скучны и вторичны. 

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

█No Стенания загнанного пост-рока, который жалобно просит его пристрелить. Нулевые потери, если вы вдруг пропустите этот альбом. 

09. Pelican - "City of Echoes" (2007).

Жанровый тэг "post-metal/post-rock", но на деле это тупейший "post-metal" в его озлобленно-мясной ипостаси. Не вижу смысла в обзоре подобной тупой музыки, но сам альбом, увы, можно встретить в подборках пост-рока. 

Не тратьте время, есть куча гораздо более достойных групп - Periphery с Мишей Мансуром, например (я держалась, но от упоминания djent-движения меня сейчас точно вырвет! ХАХАХА!). 

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

█No█No█No█No█NU-METAL мИтальчик для тех, кто застрял в развитии на уровне 14-летнего озлобыша. 4.4 балла (из 10) от Pitchfork, кстати, т.е. пичфоркеров альбом тоже нереально взбесил!

10. Moonlit Sailor - "We Come from Exploding Stars" (2014).

Данный альбом - это своеобразный мажорный панк среди всех пост-рок-альбомов. С одной стороны, альбом звучит как предсказуемая музыка для какой-нибудь игры типа "Ori and the Blind Forest", с другой стороны, "Moonlit Sailor" постоянно ломает шаблоны пост-рока, направляя динамику треков в мажорные выси, а не в минорную преисподнюю. 

Большинство треков попсово-слащавы, что, скорее всего, вызовет неодобрительную реплику "пост-рок скатился!" со стороны ветеранов, но для обычного слушателя - это прекрасная музыка с низким порогом вхождения в мир слащаво-предсказуемого, но всё же пост-рока. 

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

❒ Yes "Фоновый пост-рок", "пост-рок для миллениалов", "happy post-rock", "newbies post-rock", "gaming post-rock" - такими терминами можно охарактеризовать данный альбом. 

Тем не менее, альбом рекомендуется как прожжённым динозаврам пост-рока, желающим посмотреть на эволюционный виток всего жанра в виде оксюморона/под-жанра "счастливый пост-рок", так и тем аудио-обывателям, которые боятся сложносочинённых конструкций высоколобого пост-рока. 

••• ═───── •❖ИТОГИ❖• ─────═ •••

Теперь подведу итоги после прослушивания всех 10 альбомов. Альбомы были прослушаны за 2 мартовских ночи. Общий улов (отобранные треки) из всего прослушанного материала составил 29 треков на 2 часа 19 минут общего прослушивания (скрин - ниже, также на boxplurk):

••• ═───── •❖BLOOPERS❖• ─────═ •••

Рубрика bloopers. Во время прослушивания я всегда делаю наброски в электронных записных книжках - из этих набросков потом рождаются серьёзные статьи - ниже скрин (также на box, dropbox) с набросками из FireAlpaca и PixBuilder (это редакторы изображений, но у меня они адаптированы под записные книжки!):

Данный пост относится к заметкам о музыке, 

смотрите рубрикатор всех постов на аудио-тематику #ЗДЕСЬ

Статья by Вишнудутка Вишновская, Москва, 17-март-2021

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах