Продолжение серии, посвященной литературно-религиозному Канону Шри Вайшнавизма (Шри Рамануджа-Сампрадая). Данная серия основана на исследовании "The Manipravala Literature of The SriVaisnava Acaryas 12th to 15th Century" - Ananthacharya Research Institute, 1978 [#ссылка на pdf-скан].
Часть-01 была посвящена таким понятиям как "Маниправала" (особая амальгама из Санскрита и Тамила, которая используется в литературно-религиозном Каноне Шри Рамануджа-Сампрадаи) и "Убхая-Веданта" (бинарная Веданта, в которой в качестве авторитетных Вед признаются не только классические Веды на Санскрите - Риг/Яджур/Сама/Атхарва, но также Тамильские Веды, составленные Альварами) - #ссылка на часть-01.
"Таниян" - священный стих и часть нитья-садханы.
С традицией Убхая-Веданты очень тесно связаны так называемые "танияны".
Таниян [taniyan] - это лаконичный стих-прославление, обращенный к Ачарье или Гуру-Парампаре. Например, один из самых известных таниянов Шри Рамануджа-Сампрадаи звучит следующим образом:
லக்ஷ்மீநாத ஸமாரம்பாம் நாத யாமுந மத்யமாம்
அஸ்மதாசார்ய பர்யந்தாம் வந்தே குரு பரம்பராம்
lakshmInAtha samArambAm nAtha yAmuna madhyamAm
asmadhAchArya paryanthAm vandhE guru paramparAm
Перевод: "Я приношу поклоны всей Гуру-Парампаре, во главе которой стоит Бхагаван Шри Нараяна, известный под Именем 'ЛакшмиНатха' (т.е. 'Повелитель Сердца Богини Лакшми'). Я приношу поклоны Шри Натха-Муни, Шри Ямуна-Ачарье, Шри Рамануджа-Ачарье, а также своему гуру".
Данный таниян является частью ежедневной садханы (нитья-садханы) всех Шри Вайшнавов.
Рассмотрим ещё один пример - таниян, посвященный Шри Пиллай ЛокАчарье (Основателю Южной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи):
லோகாசார்ய குரவே க்ருஷ்ண பாதஸ்ய ஸூநவே
ஸம்ஸார போகி ஸந்தஷ்ட ஜீவ ஜீவாதவே நம:
lOkAchAryAya guravE krishNa pAdhasya sUnavE
samsAra bhOgi sandhashta jIva jIvAthavE nama:
Перевод: "Я приношу поклоны Шри Пиллай ЛокАчарье, сыну Шри Кришны. Я приношу поклоны Шри Пиллай ЛокАчарье - безупречному Ачарье, который дарует дживам противоядие от змеиных укусов сансары".
Пайирамы как литературные предвестники таниянов.
Традиция таниянов связана с такой Тамильской литературной формой как "пайирам" [payiram].
Пайирамы можно часто встретить в текстах эпохи Чанкама и пост-Чанкама [Cankam and post-Cankam texts - "Cankam" также часто называют "Sangam, Sangam period"], например, в таких произведениях как "Толкаппиям" [Tolkappiyam] и "Члилаппатикарам" [Clilappatikaram].
Композиционно пайирам представляет из себя стих-эпиграф, который лаконично пересказывает суть произведения. Пайирамы всегда составляют:
а) либо главный ученик автора произведения;
б) либо близкий коллега/соратник [orucalaimanakkar] автора сочинения;
в) либо гуру/ачарья [aciriyan] автора текста.
Подобная черта очень роднит пайирамы с таниянами, так как все танияны в Традиции Шри Вайшнавизма были составлены близкими учениками определённого Шри Вайшнава-Ачарьи.
Например, рассмотренный выше таниян о Гуру-Парампаре из нитья-садханы Шри Вайшнавов [lakshmInAtha samArambAm nAtha yAmuna...] был составлен Шри Куреша-Ачарьей - главным учеником Шри Рамануджа-Ачарьи.
К 12-ому веку пайирамы приобрели очень авторитетный статус и произведения без пайирамов даже не рассматривались на сколь-либо серьёзной основе.
В Тамильской грамматике 12-ого века под названием "Наннул" [Nannul] специально отмечалось следующее:
"автор может быть гением с 1000 головами, но если его произведение не содержит внятный пайирам, то такое произведение считается несерьёзной пустышкой".
Точка отсчёта для всех таниянов: Шри Натха-Муни и Шри Ямуна-Ачарья.
Если вернуться к религиозно-литературному Канону Шри Рамануджа-Сампрадаи, то важно отметить, что самым первым задокументированным танияном считается посвящение, обращённое к Шри Натха-Муни - данное посвящение можно найти в "Шри Стотра-Ратне" Шри Ямуна-Ачарьи.
Данное посвящение состоит из 3 шлок, одна из которых впоследствии получила статус танияна, т.е. особенного стиха, обращённого к Шри Натха-Муни как к Ачарье Шри Сампрадаи.
Прим. переводчика: Таниян, который Шри Ямуна-Ачарья посвятил Шри Натха-Муни, звучит следующим образом.
नमोऽचिन्त्याद्भुताक्लिष्ट ज्ञानवैराग्य रासये।
नाथाय मुनयेऽगाधभगवद् भक्तिसिन्धवे ॥१॥
namo.achintyAdbhutAkliShTa j~nAnavairAgya rAsaye|
nAthAya munaye.agAdhabhagavad bhaktisindhave ||1||
Перевод: "Я приношу поклоны Шри Натха-Муни - олицетворению идеальной Гьяны и Вайрагьи; Ачарье, который явил нам непостижимый и удивительный океан Божественной Расы и Бхагавад-Бхакти (Шри Вишну-Бхакти)". [окончание прим. переводчика]
Танияны в контексте религиозной практики. Гуру-Парампары.
На данный момент танияны не существуют в форме оторванных друг от друга стихов-посвящений, так как религиозная практика Шри Рамануджа-Сампрадаи предполагает повторение группы таниянов, обращённых к разным Ачарьям.
Как известно, Шри Рамануджа-Ачарья лично назначил 74 династии для распространения Вишишта-Адвайты. У каждой из данных династий существуют собственные сборники таниянов, посвященные их собственным Ачарьям.
Например, если обратиться к манускриптам 17-ого века, которые оформлены в виде Гуру-Парампар (т.е. в виде списка-перечисления всех Гуру/Ачарьев определенной династии), то можно обнаружить детальные списки Ачарьев, восходящие именно к Шри Рамануджа-Ачарье (т.е. к 11-ому веку).
Прим. переводчика: Здесь очень важно то, что подобные списки-перечисления действительно происходят именно от Шри Рамануджа-Ачарьи, т.е. являются непрерывными линиями Ачарьев, которые были установлены лично Шри Рамануджа-Ачарьей.
Непрерывность очень важна в Кали-Югу, так как различные лже-сампрадаи и лже-гуру, типичные для тёмных времён Кали-Юги, обычно легко вычисляются по разорванным линиям гуру, а также по оторванности от авторитетных династий вайшнавов - например, какая-нибудь лже-сампрадая, возникшая в 15-18 веке и даже неспособная предъявить внятную генеалогию со списком гуру.
Очень печальный пример подобной разорванной генеалогии - это рамананди. Рамананди - это псевдо-вайшнавская секта, которая возникла в 15-ом веке и которая стала называть себя "частью Шри Рамануджа-Сампрадаи".
В реальности, рамананди вообще не имеют никакого отношения к Шри Рамануджа-Сампрадае, так как данная секта состоит из низкокастовых гуру и вообще никак не относится к брахманическим династиям Шри Вайшнавов, которые происходят от Шри Рамануджа-Ачарьи (напомню, что Шри Рамануджа-Ачарья назначил авторитетные династии в 11-ом веке, тогда как секта рамананди возникла лишь в 15-ом веке).
На уровне династического разрыва проблемы рамананди лишь начинаются и дальше наступает полный мрак, так как сектанты-рамананди вообще не следуют Мантрам и Вайдика-Панчаратрика-обрядам, которые установил Шри Рамануджа-Ачарья.
На уровне теории рамананди также вообще не следуют Грантхам Шри Рамануджа-Ачарьи - например, вообще не следуют "Шри Гадья-Трайе" [Gadya-Traya] - важнейшему каноническому произведению, которое включает в себя 3 ключевых Стотры Шри Рамануджа-Ачарьи: "Шри Вайкунтха-Гадья" + "Шри Шаранагати-Гадья" + "Шри Ранга-Гадья".
В общем, рамананди - это типичная секта Кали-Юги с выдуманными мантрами/обрядами и мутнейшей псевдо-гуру-парампарой. [окончание прим. переводчика]
К нашему огромному счастью, неразрывные династические Гуру-Парампары Шри Рамануджа-Сампрадаи без проблем дожили до наших времён.
К примеру, в настоящее время, во время обряда посвящения (обряда панча-самскары), гуру передаёт будущему Шри Вайшнаву/Шри Вайшнави не только Упадеши (инструкции) с Рахасьями (скрытыми доктринами) и Мантрами, но также просит ученика декламировать сборник из таниянов, который перечисляет определённую династию Ачарьев, существующую со времён Шри Рамануджа-Ачарьи.
Таким образом, танияны очень важны как с точки зрения литературно-поэтической ценности, так и с точки зрения обрядово-религиозной авторитетности, так как именно сборники из таниянов являются важнейшим компонентом сохранения чистоты Шри Рамануджа-Сампрадаи.
P.S. Отличный сборник основных таниянов Шри Рамануджа-Сампрадаи можно найти по этому адресу - https://alwaraacharya4000.wordpress.com/thaniyans/
Окончание Части-02, смотрите рубрикатор всех переводов данной серии #ЗДЕСЬ.