пятница, 11 апреля 2025 г.

Шри Сита-Деви: «न कश्चिन्नापराध्याति — na kaścinnāparādhyāti — Разве есть безгрешные в этом мире?»


Продолжение серии постов о Шри Дайе-Деви. На этот раз поговорим на тему грехов и безгрешности. Иногда можно услышать вопрос, есть ли в Вайшнавизме аналог фразы Иисуса Христа: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Да, есть — это слова «न कश्चिन्नापराध्यातिna kaścinnāparādhyāti» Шри Ситы-Деви из «Рамаяны». 

Напомню, что в Шри Рамануджа-Сампрадае Шри Дайя-Деви считается Богиней Милосердия и самой Богиней Шри Лакшми одновременно. Далее — отрывок из статьи «Dayanayaki» by Shri V.R. Krishnaswami. Статья публиковалась в журнале Шри Рамануджа-Сампрадаи «DAYADEVI» (выпуск за квартал июнь-сентябрь 2001 года). 

⋅•⋅⊰∙∘☽༓☾∘∙⊱⋅•⋅

Шастры являют нам множество примеров, в которых Шри Дайя-Деви, как Возлюбленная Супруга Господа Шри Вишну, сопровождает Его различные Аватары. К примеру, на страницах «Рамаяны», Шри Дайя-Деви предстаёт в образе Шри Ситы-Деви, сопровождающей Господа Шри Рамачандру.

Известно мудрое вопрошение Шри Ситы-Деви: «न कश्चिन्नापराध्याति — na kaścinnāparādhyāti — Разве есть безгрешные в этом мире. Этими словами Шри Сита-Деви прощает ракшаси (демониц), которые были тюремными надзирательницами и держали Шри Ситу-Деви в заточении у демона Раваны. Риторический вопрос о безгрешности Шри Сита-Деви произносит перед Хануманом, который хочет растерзать демониц-надзирательниц за оскорбления Шри Ситы-Деви — эти охлаждающие пыл и ярость слова становятся для Ханумана величайшим уроком милосердия, сострадания и всепрощения; уроком, полученным непосредственно у Шри Дайи-Деви — Верховной Богини Милосердия. 

Примечание: В некоторых версиях «Рамаяны» (например, в «Адхьятма-Рамаяне») Шри Сита-Деви произносит эти слова, обращаясь к демону Раване, подразумевая, что даже столь греховный демон — это лишь заблудшая душа, попавшая под скверну иллюзии. Слова Шри Ситы-Деви отражают вайшнавское учение о всепрощении и понимании того, что все существа, даже грешники, в основе своей — чистые души (дживы), временно порабощённые грязью авидьи (неведения). [окончание примечания]

Один взгляд на Шаранагати в «Рамаяне» — это история предания Вибхишаны пред Стопами Господа Шри Рамы, но чрезвычайно важен взгляд другой — сквозь призму истории Шри Ситы-Деви, так как именно Шри Сита-Деви, Мать Всепрощения, явила нам всё величие гуманности, помиловав даже демониц-надзирательниц!

Лишь только Богиня Шри, будучи Богиней Милосердия, ходатайствует перед Бхагаваном Шри Вишну за дживатму (индивидуальную душу), умоляя простить грехи, совершённые дживатмой по неведению в круговороте рождений. Потому мы и зовёмся Шривайшнавами — вайшнавами, почитающими Господа Шри Вишну только в паре с Богиней Шри [примечание: Шри = Лакшми, зачастую Богиню Шри Лакшми называют просто «Шри»; этимологически санскритское слово «श्री — śrī» означает Лучезарную/Золотую Богиню]. 

По канонам Вишишта-Адвайты и Шаранагати, если душа, ведомая Ачарьей, прошла через самскару предания в Шри Рамануджа-Сампрадае, то сразу после смерти Шривайшнави/Шривайшнава Богиня Шри Лакшми лично, как Милостивая Заступница, ходатайствует за дживатму перед Господом Шри Вишну, т. е. именно Богиня Шри Лакшми в образе Шри Дайи-Деви уничтожает оковы сансары, освобождая дживатму от рождений и смертей.

Статья, перевод, примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 12-апрель-2025

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/