вторник, 23 марта 2021 г.

Записки капризной пост-рокерши - Часть 03: путешествие в сказку с "Nyctalgia" и джаз-мат-пост-рок для советских интеллигентов от "Elephant Gym"...

Продолжение серии заметок о пост-роке, предыдущую часть можно найти ЗДЕСЬ. Напомню читателям общую концепцию серии: мрачными мартовскими/апрельскими ночами я пачками прослушиваю пост-рок альбомы и после этого делюсь впечатлениями в блогах.

 

01. Raised By Swans – Öxnadalur (2014). 

Третий и лучший альбом британского мульти-инструменталиста Эрика Хоудена (Eric Howden), который скрывается за названием "Raised By Swans" и который, кстати, когда-то играл в группе со смешным названием "The Gandharvas" (в Индуизме "гандхарвы" - это эдакие астральные певцы с райских планет - подобное название звучит несколько комично для британской группы!)

Настроение альбома - ожидание ливня или снегопада в мрачном, готическом городе. Вокальные партии нереально сильны и чем-то напоминают стиль древней норвежской группы "A-ha". 

Стилистические особенности альбома:

⟬✺⟭ Мягкие драм-машины в некоторых треках (напоминают смягчённые пресеты TR-808);

⟬✺⟭ Слайд-гитара;

⟬✺⟭ Soul и r'n'b-паттерны песен, из-за чего местами альбом напоминает раннее творчество The Weeknd;

⟬✺⟭ Гитарные партии, похожие на ранних Explosions in the Sky;

⟬✺⟭ Блестящие вокальные партии с крутым vocal range, включая пение на субтоне и фальцет;

⟬✺⟭ Превосходно выстроенная реверберация и шикарный саунд-мастеринг в целом.

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

❒ Yes 10 из 10. Альбом-шедевр, для которого можно применить отдельный жанровый тэг - "soul-post-rock". Эпохальный альбом для всего вокального пост-рока. Также особенно отмечу мощный эффект погружения - альбом словно уносит в заснеженный английский город или готический город перед бурей. 

02. Elephant Gym - Angle (2018). 

Elephant Gym - тайваньская группа, которая играет нечто среднее между пост-роком, мат-роком, fusion и smooth jazz. 

Стилистические особенности альбома:

 Барабанные sticks в треках - в стиле британских ска-групп 80-ых;

 Грувовые, акустические барабаны больше на манер фанка и соула, нежели чем пост-рока;

 Гитарные риффы, которые звучат так, словно smooth jazz гитарист типа Chuck Loeb вдруг стал пилить ломаные мат-рок-прогрессии;

 Гитарные части (кроме мат-роковой составляющей) чем-то напоминают стиль The Smiths времён "Meat is Murder", т.е. уход в рокабилли-тему 1960-ых, но без нерва и истерик главной девушки британского инди-рока 80-ых (т.е. Моррисси);

 В базисе звук напоминает OST к какому-нибудь интеллигентскому фильму 1960-ых;

 В некоторых треках, увы, звук несколько замыленный - с "бумажной реверберацией" в треках и подрезанными верхами;

Из особо запоминающихся треков альбома отмечу "Swan" - вокальный трек, удивительным образом сочетающий стиль 1960-ых, меланхолию олдовой московской группы "Мегаполис" и фолковую манеру пения аля Лиз Фрайзер из "Cocteau Twins".  

Общее настроение альбома: нечто вроде расслабленно-меланхоличного сёрфа для интеллигентов на берегу моря, перед советским санаторием 1960-ых, в ожидании шторма. 

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

❒ Yes Отличная лаунж-форма мат-рока/пост-рока для советских интеллигентов и джазовых гиков. 

03. Elephant Gym - Underwater (2018). 

Продолжу тему Elephant Gym, так как их альбомы отлично слушаются в общем потоке. Данный альбом полностью отличается от рассмотренного выше - мне он понравился гораздо меньше, так как уж больно напомнил "конъюнктурщину" от Tom Misch на потребу публике, которая вроде бы хочет слушать сложный джаз, но не может, поэтому джаз начинают упрощать - в общем, я считаю, что на этом альбоме "Слоны" сдулись и скатились. 

Стилистические особенности альбома:

 Упрощённый вокальный smooth jazz с акцентом на акустическое звучание;

 Фиты с приглашёнными вокалистами;

 Риффы уже не из мат-рока, а именно из smooth jazz, хотя мат-рок риффы тоже присутствуют;

 В некоторых треках появляются synth pads (трек "Satellite", например) в духе коммерческих smooth jazz альбомов 90-ых;

 Драм-машины (кстати, скорее всего, просто барабанщик играет на электронных падах);

 Некоторые треки выдержаны в противном, азиатском миноре - например, трек "Shell" с фолковым камланием, которое поймут лишь азиаты. 

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

❒ Yes Оценки "в мусорку" альбом всё-таки не заслуживает, но мне лично альбом очень НЕ понравился: много минора, грустного понта и квази-джаза. 

По идее, альбом может очень понравиться массовому слушателю, который обычно принимает все указанные выше конструкции за типа продвинутый джазз-шмазз (здесь должен заиграть трек "Smooth Yazz (Bonus Track)" группы "Boys Of Fall" - https://youtu.be/PUzfyxIztu0). 

04. Labradford – Prazision LP (1993). 

Вернёмся к пост-рок корням и обратимся к одному из моих самых любимых альбомов, изданному на лейбле Kranky  в далёком 1993 году ("cranky" означает "повёрнутый, пришибленный, долбанутый, чокнутый, псих" на слэнге). 

Стилистические особенности альбома:

 Dark ambient, drone;

 Музыка застывшего космоса и мрачных, заброшенных планет;

 Нео-психоделия, часто с вокалом + начитка лирики в некоторых треках;

 Очень и очень много приглушённых синтезаторов - если обратиться к информации с компакт-диска (да, это была эпоха CD-плееров!), то можно обнаружить следующий список синтов: Memorymoog, Polymoog, Korg Poly-six;

 Выкинутая барабанная установка, т.е. ударных в треках вообще нет;

 Плывущая, замедленно-пьяная сёрф-гитара в некоторых треках ("C. of People", например);

 Очень "опиумно-астральный" звук в целом;

 Мрачное, давящее, потусторонне-похоронное настроение во всех треках. 

Сразу отмечу, что этот альбом нужно слушать в наушниках, так как даже на хороших колонках многие звуковые текстуры и ходы потеряются. 

Весь альбом - просто рай для человека с записной книжкой, поэтому дальше - заметки из моего молескина:

"Accelerating On a Smoother Road" - вокальный sadcore-трек в стиле Slowdive, нервный шёпот на заднем плане. Нео-психоделия. Меня, кстати, насмешило несоответствие медленно-ползучего трека скоростному названию. Как всегда - synth pads на заднем плане. 

"Listening in Depth" - гипнотический ambient с повторяющейся гипнотической шуршалкой. Во второй половине трека начинает медленно красться synth pad. 

"Experience the Gated Oscillator" - очень интересно развивающийся drone (медленная, но очень точная накрутка звука!).

"Soft Return" - на первый взгляд, добрая, вокальная песня с гитарными гармониями, словно написанная для нормальных людей (а не поклонников лейбла Kranky и dark drone ambient). В реале - мрачная нео-психоделия. Полная лирика к песне умещается всего в 6 строк и звучит вот так:

Going around

It's clear you'll never stop

Going around

It's clear that you'll never stop

When it's time to go back inside

I'll be there to take you back inside

"Sliding Glass" - блестящая начитка лирики, снова вокальная нео-психоделия. Потрясающее нарастание звука, отличные диссонансы и выплывающий гитарный рифф с фидбеками. Одна из лучших песен жанра!!!!!!

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

❒ Yes 10000000 из 10 - такие альбомы запоминаются на всю жизнь. Эпохальный альбом для всего ambient-пост-рока, его ни в коем случае нельзя пропускать. 

Для обычного человека не подходит, потому что обычный слушатель от подобной нео-психоделии, скорее всего, свихнётся, особенно в наушниках и особенно учитывая давящий, мрачный характер музыки. 

05. Twiggy Frostbite – TWF (2015).

Вокальный пост-рок из Швеции. Вот что пишет Google в первых строках поиска: "A Swedish band inspired by Mew, Múm, Portishead, Sigur Rós, Mazzy Star, The Knife and Radiohead".

В целом, музыка соответствует заявленному списку, но мне альбом очень не понравился, так как я обычно со всеми нордическими пост-рокерами нахожусь на очень разных частотах. 

Стилистические особенности альбома:

ღ Воздушные клавишные - однообразные во всех песнях - нечто вроде холодно звучащих пресетов с Yamaha DX7;

ღ Минорные баллады в стиле "варьете/печальный клоун";

ღ Оркестр, смычковые и т.д.;

ღ Примитивные структуры песен - почти все строятся на 1-ой схеме: вступление на клавишных, далее нарастание с припевом под смычковые и прочие оркестры;

ღ Треньканье на мандолине (либо акустической гитаре с каподастром) в некоторых треках;

ღ Некоторые песни основаны на фолковых структурах, поэтому в них появляется гармонь и прочая народная тематика;

ღ Отличный vocal range у солистки, который, увы, никак не спасает проходные и шаблонные песни.

На кого похожи: Sigur Ros, Mum, Emilie Simon, Lapsley и любого bedroom pop артиста 2010-ых. По идее, должны очень понравиться фанатам Sigur Ros, Mum и прочего жалостливо-грустного писка.

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

█No█No█No█No█NIGHTMARE█ Раздражающая, бессмысленная, однообразная тягомотина. Музыка-печалька для упоротых шведов. 

06. Jardin de La Croix ‎– Ocean Cosmonauts (2011). 

Скоростной и безвокальный мат-рок/пост-рок/прог-рок с элементами пост-метала из Испании. 

Стиль игры вкратце: ранние Explosions in the Sky, которые вдруг вышли из спячки и начали долбить скоростные math-prog-треки с хуками и затейливыми гармоническими переходами. 

Треки "Vostok" (попроще) и "Island Of Atlas" (посложнее) можно смело назвать бесценными вкладами в культурное наследие всего пост-рока.   

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

❒ Yes 10000000 из 10. Очень рекомендую.  

07. Sankt Otten – Messias Maschine (2013).

Концептуально-монументальный альбом от титанов krautrock и синтезаторной итерации пост-рока. В записи альбома участвовали различные приглашённые звёзды - перечислю некоторых: Jaki Liebezeit (Can), Coley Duane Dennis (Maserati), Harald Grosskopf (Ashra/Klaus Schulze) и т.д. 

Общее настроение альбома: дистопичный лаунж с кучей старых синтов и древних драм-машин. 

Сразу отмечу, что ухо музыканта и критика вряд ли найдёт много радости в этом альбоме, так как звучит он шаблонно и архаично - по нынешним меркам данный альбом 2013 года представляет из себя замедленный retrowave, который сейчас часто транслируют в миксах на youtube-каналах соответствующей тематики. 

В общем, если говорить честно, то этот альбом не особо сильно отличается от любого среднего retrowave-микса с youtube. 

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

❒ Yes Вполне годный retrowave-альбом, но к пост-року он не имеет никакого отношения. 5 из 10. 

08. Because Of Ghosts – The Tomorrow We Were Promised Yesterday (2006). 

Я бы назвала этот альбом вот так: "чудо-юдо из Австралии, которое пытается косить под камерную пост-рок-группу Rachel's"

На деле получилось вот так: беспомощный dark ambient на стыке с martial, переходящий в низкокачественные нео-классические этюды и диссонансы. В треках также мелькают пост-роковые гитарные структуры, но они никак не спасают альбом. 

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

█No█No█No█No█NIGHTMARE█ низкопробная музыка для шизофреников, избегать любой ценой!

09. Nyctalgia – A Hint Of Eternity (2017).

Симфонический ambient из Швейцарии, есть пара вокальных треков. Весь альбом чем-то напоминает музыку к советским сказкам. 

Кстати, тэги к альбому с bandcamp выглядят вот так: "ambient classical orchestral post-rock shoegaze Switzerland". 

На этом альбоме царит гармония, т.е. треки сотканы по музыкальным канонам: каких-нибудь свистков, диссонансов и прочего психо-фолка, к огромному счастью, нет - это крепкая, классическая работа в стиле "Щелкунчика" Чайковского. 

Я после первого прослушивания удалила практически весь альбом, оставив для домашней фонотеки лишь трек "A Hint Of Eternity", а потом под утро скачала весь альбом заново для второго прослушивания, так как он мне очень запомнился на фоне всех тех пост-рок альбомов, что были прослушаны ночью. 

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

❒ Yes Отличная сказочная нео-классика/ambient, очень рекомендую! 

10. We.Own.The.Sky – Home (2020).

Технически прокачанный пост-рок/пост-металл с уклоном в саунд таких групп как "Polyphia" и "Intervals". Греция. 

Стилистические особенности альбома:

♞ Диссонантные гитарные риффы в стиле группы "Russian Circles";

♞ Соляки и риффы в стиле групп 80-ых ("Def Leppard") в некоторых треках;

♞ Продвинутые риффы в стиле вышеупомянутой группы "Polyphia";

♞ Перебивки в виде рояльных этюдов, оркестровок, синтезаторных arps и общая многослойность музыки;

♞ Очень осмысленная структура треков с запоминающимися мелодиями - аморфности/вторичности/бессмысленного журчания типа как у Hammock или Mogwai вообще нет;

♞ Очень мощные гармоничные переходы (трек "Akai Ito", например);

♞ Вокал в некоторых треках, но вокальная часть у них выходит ужасно;

♞ Много хуков. 

В жанровом плане - это больше post-metal и prog-metal, но "We.Own.The.Sky" традиционно причисляют именно к пост-року - типичных пост-роковых структур с тремоло, шиммерами и т.п. на этом альбоме хватает. 

Похожи на: Moonlit Sailor, Russian Circles, Intervals, Polyphia.

◁|⨀ᴥ⨀|▷ ВЕРДИКТ ◁|⨀ᴥ⨀|▷

❒ Yes 10 из 10. Один из лучших альбомов "энергетического пост-рока" (выражение одного из восторженных комментаторов с bandcamp). Очень рекомендую. 

••• ═───── •❖ИТОГИ❖• ─────═ •••

Традиционная рубрика с подсчётом улова после прослушивания всех 10 альбомов. Данный выпуск установил рекорд, потому что из всех прослушанных 10 альбомов в мою домашнюю фонотеку было отобрано аж 44 трека общей протяженностью 4 часа 13 минут. Скрин с уловом - ниже (также можно посмотреть на box, plurk, koofr):

••• ═───── •❖BLOOPERS❖• ─────═ •••

И также традиционная рубрика "Bloopers". Bloopers в случае данной серии - это заметки, которые остаются за кадром, а также едкие замечания, которые я делаю в своих электронных записных книжках непосредственно во время прослушивания альбомов. Скрин из блокнота - ниже (а также на box, plurk, koofr):

Данный пост относится к заметкам о музыке, 

смотрите рубрикатор всех постов на аудио-тематику #ЗДЕСЬ

Статья by Вишнудутка Вишновская, Москва, 24-март-2021

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах